Тридцать лет назад мир представлялся совсем другим, а эмиграция подводила под собой черту невозврата в прошлое. Израиль для нашего героя стал настоящим домом, куда хочется возвращаться, и где ощущаешь себя уютно. Цфат, Галилея, Иудейская пустыня – это настоящий кладезь сил и энергетики! Тяга к истории, религии и археологии определили то, чему посвятил жизнь харьковский мальчик. О еврейском самосознании в детстве, о соблюдении еврейских традиций в СССР, о переезде на историческую родину и «волшебных» местах Израиля, о экскурсоводческой карьере нам рассказал культуролог и один из самых известных гидов, как по Израилю, так и по всему миру, Сергей Полячок.
Сергей, ты уехал в Израиль уже несколько десятилетий назад… Какие у тебя сохранились воспоминания о детстве?
Я родился и рос в Харькове в советские времена в относительно обыкновенной семье, однако соблюдающей еврейские традиции. И когда в анкетах Сохнута был вопрос о первых еврейских воспоминаниях, то я всегда рассказывал о том, как на каждый Пейсах дедушка приносил мацу, завернутую в газету «Правда».
Еще помню, как все его боевые товарищи – коммунисты и офицеры Красной Армии – обсуждали Советскую власть и то, что необходимо переезжать в Израиль.
Но ведь в те времена соблюдать традиции было очень сложно?
Да, в советский период любое проявление еврейства было запрещено. Например, если бы поймали в школе в кипе, то безоговорочно был бы выговор.
Прабабушка отказывалась меня учить идишу именно по этой причине, даже во времена перестройки, когда можно было как-то проявлять себя как еврей.
Помню случай, когда устроили разгром в школе моему товарищу, чей папа, подпольно преподавал иврит. Возможности делать это официально у него естественно не было.
Кстати, как ты узнал о своем еврействе?
Это было в детском саду. Я пришел домой и сказал родителям: «Я хочу быть русским». Меня спросили почему, и я ответил, что Красная Армия всех сильней. Тогда родители объяснили мне, что я – еврей.
Я никак не мог понять, что это значит. Но постепенно, при помощи, кстати, запрещенных фильмов, которые мне показывал папа, и книг, которые он мне давал читать, я начал осознавать свою принадлежность к еврейскому народу.
То есть на мое еврейское самосознание в большей степени повлиял именно отец. И конечно присутствие в моей жизни прабабушки, которая внутри семьи соблюдала традиции нашего народа. Эти два человека и повлияли на становление моей еврейской самоидентификации.
Поэтому ты уехал в Израиль?
Я еще маленьким мечтал сюда уехать. На самом деле у меня нет точного объяснения моего отъезда, почему именно Израиль. Я думаю, что какая-то предрасположенность, учитывая воспитание в еврейских традициях. Отец же все время рассказывал историю еврейского народа, а соседка по парте Ира Полячок, впоследствии ставшая моей женой, у которой родственники жили в Израиле, тоже болела этой страной, передавала мне израильское киви и показывала фотографии. И все эти исходные данные привели к тому, что я и оказался в этом уголке света в 16 лет.
Это было исключительно твое решение?
Мы могли уехать в Америку, но я решил ехать именно в Израиль. Мы уехали втроём – мама, сестра и я. Кстати, после переезда, именно благодаря маме, мы продолжили соблюдение традиций и сохранение еврейских ценностей.
Каким был Израиль в твоем воображении до переезда?
Я представлял Израиль каким-то Эдемом, райской страной с пальмами и морем. Я уезжал с большой лёгкостью. Хотя тогда, тридцать лет назад, мы прощались на вокзале и уезжали навсегда. Никто же не мог представить, что Советский Союз рухнет и можно будет летать в любой город и страну.
Как ты начал свою карьеру экскурсовода?
После окончания факультета общей истории и археологии в Хайфском Университете я работал гидом сначала в организации «Управление национальных парков и природных заповедников», а затем три года в Еврейском Национальном Фонде.
В 98-м году я закончил курс и с тех пор занимаюсь экскурсоводческой деятельностью.
Моя история с еврейскими организациями началась в 96-м году. Первый проект, который я делал, был Маккаби. Затем я поехал в лагеря Сохнута. А, начиная с 98-го года, я работал со всеми возможными еврейскими программами Сохнута. Потом в 2002 году в моей жизни появился Таглит.
Кто твоя основная туристическая аудитория?
На сегодняшний день я занимаюсь несколькими направлениями: работаю гидом в проекте Таглит в рамках организации Эзра Олями, устраиваю бармицвы в Израиле, работаю с частными туристами и вожу израильтян из Израиля во многие страны Восточной Европы и Южной Америки, а также в страны бывших республики Советского Союза.
Есть ли у тебя какие-то программы, затрагивающие именно еврейскую специфику?
Поскольку я работаю за границей много лет и смог приобрести большое количество друзей в еврейском мире, я при любой возможности стараюсь показать израильтянами аспекты еврейской жизни в других странах. Я знакомлю израильтян с еврейской историей в разных частях света. Мы посещаем синагоги, общины, культурные центры и музеи, раскиданные по далёким уголкам нашего мира. Хотя это и не является основной частью экскурсии.
Так же я вожу группы студентов по еврейским местам в Польше и Украине.
Расскажи, где твое «волшебное» место в Израиле, где ты набираешься сил и отдыхаешь душой?
Таких мест несколько. Несомненно, на первом месте – гора Карамель. И безусловно – город Цфат, очень благодатное и сильное место, которое является именно тем «волшебным», где я ощущаю полноту жизни и единство с традициями и историей моего народа. Еще я безумно люблю Галилею. Я получаю огромное удовольствие, когда вожу здесь группы. И конечно пустыня. В ней я набираюсь какой-то глубокой внутренней энергией, древней как сам мир.
Если отмотать пленку назад, ты бы все равно выбрал Израиль?
В принципе кроме этой страны я ничего другого не знаю. Я не жил столь долго где-то еще. Но из-за своей специальности я очень много путешествую и вижу другие страны. Например, я много раз был в Америке, России, Украине, Узбекистане, Киргизстане, Грузии, Армении, Казахстане, на Кубе, в Коста-Рике… В каждой стране есть свои плюсы и минусы. Но я могу сказать одну вещь: куда бы я не уезжал, я всегда возвращаюсь в Хайфу. Именно тут у меня ощущение дома. И именно сюда хочется вернуться.
Автор: Анастасия Бойко.