Это была группа гостей из разных хасидских «дворов». Они впервые в жизни приехали в Москву. Субботняя трапеза была прекрасной, гости пели субботние песни каждый в стиле своей общины, а я сказал им речь о недельной главе, изложив одну из бесед Ребе. Гости качали головами, удивлялись и восхищались деятельностью Хабада в мире и нашим принципом «посланничества». И тут один из них сказал: «Всё-таки жаль вас, хабадников. Некого вам сейчас спросить, как жить, некому задать вопросы в духовной и материальной сфере, некого попросить о наставлении». В зале воцарилось молчание. Было впечатление, что этот гость высказал вслух то, что все остальные держали в мыслях, но не высказывали из уважения к хозяевам…
*
В летние субботы читают по одной главе из трактата «Авот». Завтра, в субботу, мы будем читать первую главу, и вот что говорит там мишна: «Йеѓошуа бен Перахья говорит: Сделай себе учителя и приобрети себе товарища». И рабан Гамлиэль говорит в той же главе: «Сделай себе учителя и отдались от сомнения».
Из повторения повеления «сделай себе учителя» Ребе делал вывод, что есть два вида учителей, которые должны быть у каждого человека. Один из них – для того, чтобы удалиться от сомнения. Он выносит решения по повседневным вопросам. Другой же становится товарищем. Что имеется в виду? Бывает, что сомнений у человека нет, он знает, что нужно делать, но считает, что у него нет сил, или его одолевают тревоги, или отношения с другими людьми складываются напряжённо. Тогда и нужен учитель второго типа. Он помогает раскрыться внутренним силам души, как хороший товарищ помогает товарищу в работе. Перед этим учителем можно раскрывать душу, его можно просить оценить наши поступки и направить на верный путь.
Недельная глава называется «Насо», дословно «Вознеси». Начинается она с приказа Всевышнего, обращённого к Моше, пересчитать род Гершона, несущий в пустыне полотнища Мишкана. В конце прошлой главы был приведён аналогичный приказ пересчитать род Кеѓата, несущий священные предметы Мишкана и скрижали завета. А почему пересчёт левитов разделён на две части – род Кеѓата в прошлой недельной главе, а роды Гершона и Мерари – в нынешней? Ребе говорит так: Скрижали завета и священные предметы внутри Мишкана символизируют изучение Торы, а полотнища и брусья Мишкана символизируют исполнение заповедей. Известен спор мудрецов в Талмуде, что важнее – изучение Торы или исполнение заповедей? Мудрецы пришли к такому парадоксальному выводу: «Велико изучение Торы, ибо оно приводит к исполнению заповедей». Практическая деятельность поднимает и возносит даже изучение святой Торы. Поэтому отрывок, символизирующий заповеди, и начинается со слова «Вознеси».
А я на этой неделе подумал, что, возможно, сыны Кеѓата соответствуют тому учителю, который помогает «отдалиться от сомнения», а сыны Гершона – тому, что является также товарищем и помогает нам раскрыть те силы, что скрыты в нас. Как известно, евреям заповедано вечно враждовать с Амалеком, и в наши дни мы исполняем эту заповедь, враждуя с сомнением. Слово «амалек» в гематрии равно слову «сафек» – сомнение. Оно подрывает нашу уверенность в себе, оно тормозит нас, оно сбивает с шага. И хасидизм дал средство для борьбы с сомнением: связь с Ребе, ведь Ребе – это Моше-рабейну своего поколения. Выполняя указания Ребе, мы видим благословение в наших делах.
Так вот, тридцать три года назад Ребе сказал в одной из бесед: «Я предлагаю и прошу, прошу от всего сердца, и распространите мою просьбу во всех местах, неважно, от моего имени или не от моего имени – пусть каждый еврей, мужчины, женщины и дети, выполнит указание «сделай себе учителя»»!
С тех пор хасиды Хабада стали жить по новой схеме. Прежде было совершенно естественным, что хасид обращается к Ребе по всем вопросам, которые он не может решить сам – как поступают до сих пор хасиды других «дворов». Теперь же хабадники «сделали» себе учителей и наставников. Они стали задавать им вопросы – и практические, и «по жизни» – и жить по их указаниям. И хасиды Хабада видят благословение в своих делах, ведь они поступают именно так, как велел Ребе! «Сделать себе учителя», такого учителя, на решение которого можно положиться, трудно. Но живя по этому правилу – я говорю вам по собственному опыту – мы достигаем спокойной и счастливой жизни, истинно хасидской жизни.
*
На этой неделе мы отпраздновали 55-летие Главного раввина России р.Берла Лазара. Он совмещает свойства учителя, позволяющего отдалиться от сомнения, и учителя, наставляющего на путь. Вот как оценивает его деятельность Президент РФ В.В.Путин в поздравительной телеграмме: «Вы всегда плодотворно, подвижнически трудитесь, направляя свои усилия на развитие многогранной жизни еврейской общины России, реализацию важных просветительских, социальных, благотворительных инициатив. Такая ответственная, востребованная деятельность, искренняя забота о людях, их насущных проблемах и чаяниях, значимый личный вклад в укрепление межрелигиозного и межнационального диалога в нашей стране, снискали вам высокий авторитет и признание».
А вот что пишет раву Лазару премьер-министр Российской Федерации Д.А.Медведев: «На протяжении двух десятилетий Вы являетесь духовным лидером еврейской общины нашей страны. Вы пользуетесь авторитетом не только среди последователей иудаизма, но и у представителей других конфессий. Ваша глубокая вера, знания и мудрость позволяют Вам всегда находить взвешенные решения, успешно справляться с вызовами современности, достойно преодолевать трудности и испытания. Сегодня во многом благодаря Вам в городах России открываются синагоги, действуют еврейские благотворительные организации, школы и просветительские центры…»
А я бы хотел принести нашему учителю р.Лазару свои скромные поздравления и пожелать успехов во всём, здоровья, радости, еврейского хасидского нахеса от его семьи и от всей его общины. И ещё я хотел бы сказать ему огромное спасибо – за его поистине самоотверженную работу ради всех евреев России, и особенно ради евреев Москвы!
Гут шабес
Шия