В этом году я был у Ребе на Шавуот. Среди тысяч гостей, приехавших туда со всего мира, я встретил р. Натана Винклера из Бней-Брака, зятя покойного раввина города Бней-Брак, известного хасида Хабад р. Моше Ланды. И он передал мне историю, которую его тесть рассказывал ему о своем отце, предыдущем раввине Бней-Брака, р. Яакове Ланде, возглавлявшем систему кашрута города в течение пятидесяти лет:
«Однажды в Нетанию приехал некий глава ешивы и позвал тамошнего шохета-хасида, чтобы проверить. Осмотрев его нож, он сказал, что есть некая проблема в его заточке, и он не будет есть мясо животных, зарезанных этим ножом. Шохет испугался, побежал к своему раввину, адмору из Клойзенбурга, в слезах положил нож на стол и сказал своему раввину, что прекращает работать, так как большой раввин сомневается в кошерности его шхиты. Адмор из Клойзенбургабоялся быть пристрастным в разборе дела своего хасида, поэтому позвал раввина Бней-Брака, р. Яакова Ланду, великого специалиста по шхите, который приехал специально для этого. Раввин Ланда осмотрел нож и в течение целого дня внимательно наблюдал за работой шохета, после чего постановил: «Продолжайте работать. И никому не давайте свой нож для проверки, кроме своего раввина, а всех, кто вас спросит, направляйте к нему».
Я часто встречаю запутавшихся людей – запутавших сами себя. Спрашивают нечто у раввина, получают ответ – и идут к другому раввину, и получают другой ответ, не знают, какому следовать, и в конце концов выносят решение сами и в большинстве случаев потом об этом жалеют. «Сделай себе раввина», сказано в трактате Авот, который мы изучаем в летние Шабаты. Раввина, а не раввинов. В единственном числе, а не во множественном.
Читайте также