Прошлым вечером я был в Калининграде и услышал историю, переданную от брата моей бабушки, хасида р. Неты Цейнвирта, из прежних настоящих иерусалимцев. Историю о р. Исраэле Салантере, основателе этического движения «мусар», похороненном в Кенигсберге (ныне Калининград).
В местечке, где в некоторый момент раввином был р. Исраэль Салантер, жили два бедных сапожника. Пока их экономическое и социальное положение было одинаковым, между ними не было ни ревности, ни соперничества. Потом одному из них повезло, и он разбогател. Через какое-то время все забыли, что богач когда-то был сапожником. Но второй сапожник, не разбогатевший – не забыл.
Наш герой стал уважаемым человеком, и все относились к нему с большим почтением. И вот он выдает дочь замуж за сына городского раввина! На свадьбу пришло много знаменитых гостей, пришел и второй сапожник, бывший коллега богача – который ничего не забыл. Под хупой стоят жених и невеста, по сторонам – родители. Внезапно второй сапожник подходит к отцу невесты, снимает сапог и громко спрашивает, прямо при всех: «Сколько будет стоить у тебя починка этого сапога?»
Такого унижения богач не выдержал. Он потерял сознание, упал и отдал душу Создателю – на свадьбе своей дочери!
«Если зависть среди евреев может дойти до такой степени – положение отчаянное, и надо заняться им серьезно», – решил рабби Исраэль Салантер, и он основал движение «мусар».
Брат моей бабушки, раввин Нета Цейнвирт говорил об этом так:
«Движение «мусар» было основано для второго сапожника, который не работал над собой, не улучшал свой характер и достиг такого низменного состояния. А хасидизм был основан для первого сапожника. Если бы он изучал хасидизм и применял бы его на деле, он бы не почувствовал унижения. Нет, он взял бы этот сапог и начал бы танцевать с ним и благодарить Всевышнего за великую милость, которую Он ему оказал. «Из праха поднимает Он нищего, из мусора поднимает убогого, чтобы посадить его с великими людьми». Какую радость он должен был чувствовать в это время! Вот для того, чтобы не замечать попыток унизить твое достоинство, чтобы вообще не понимать, что такое «мое достоинство», и нужно изучать хасидизм».
Читайте также