Новое размышление блогера нашего сайта Штерны Сары Сегал (Белькиной). На этот раз не о моде, а о том, из какой же ткани соткана одежда нашей души.
Мы все очень сильно запутаны. Хорошо, ладно, не все, но большинство. Ни выбор жизненного пути, ни свою работу, ни семью, ни тупиковые ситуации и сложности в отношениях я не имею в виду – было бы слишком просто, а мои дальнейшие размышления не потянули бы ни на статью по психологии, так как я не психолог, ни на пост в блоге, так как слишком сложно.
Мы запутаны в принципе, и это не всегда мешает нам жить, до тех пор, пока мы не пытаемся вникнуть в вопрос о том, какие мы на самом деле и кто мы. Люблю красивые метафоры и лёгкие примеры, помогающие представить сложные идеи просто, особенно если удаётся посредствам слов и сравнений, спускать что-то “сверху-вниз”, “с небес на землю”, облакая знание о небольшом, но новом личном открытии в этом мире, в простые материальные слова. Люблю фарбренгены и разговоры, во время которых эти открытия происходят. Поэтому справедливо будет сказать, что если бы не помолвка и не продолжительные ночные беседы о вечном с тогда ещё женихом, этого текста бы не было. И многих других, которые пока что в планах.
Примите этот факт, как есть: вы не знаете, что такое быть вами. Да, может вы знаете, как быть человеком, которым вы, якобы, были десять минут назад, год, пять или двадцать, но оттого, что вчера вы любили мороженое, потом вдруг полюбили яблоки больше всего на свете, оттого, что вчера вы были легкомысленной девочкой, а сегодня – серьёзной хасидской женой, вы не стали другим человеком. Вы, это вы. Так что такое “я”?
Один вопрос, и миллион вопросов сразу. Я только попытаюсь порассуждать на эту тему. Начнём распутывать. Потянем сразу за главную ниточку, торчащую изнутри клубка.
Душа? Окей, близко. Душа – часть Творца. А Он, и только Он может отнести к себе это короткое, по крайнем мере на русском, местоимение. Он тот, кем он является, без возможности описания ограниченными буками, особенно в статье такого формата. Он неограниченный, всепроникающий, а если скрытый – то за самим же собой…
Мы же, говоря “я”, чаще всего подразумеваем свои тела и души, но не Б-жественнык, а, как пишет Алтер Ребе в “Тании” – животную. Нет, это не такая же душа, как у соседской кошки. Она – животная, но человеческая душа, оказывающая на нас движущую силу, заставляются нас совершать те или иные поступки и покупки (а что, нет разве?). У еврея две души, и только у настоящих праведников получается свою личность отождествлять со второй, Б-жественной душой, выходящей вперёд, когда мы делаем шаг в сторону Творца. Посредством исполнения заповедей, принятия правильных решений, размышлений, добрых поступков…
Привычка же создавать личные выводы о самих себе, ничего не стоит, если представить себе память о своём поведении в прошлом и мировоззрении в виду клубка с цветными нитями. Каждая нить прядена из наших слов и действий, она – часть того облачения души, из которого состояло на тот момент её одевает. У души, если немного углубиться, три “одеяния” – мысль, речь и действие. Поэтому сравнения наших запутанностей с клубком, как никогда кстати!
Попадая в новое общество, в новую ситуацию, мы крутим его в руках, пытаясь найти нить такого цвета, текстуры, фактуры, прочности и длины, на которой записана нужная нам модель поведения. Возникают мысли, мы что-то говорим, совершаем поступок, но мы уже другие. И новая ткань такой же фактуры, но это уже не атлас, а шёлк. Это уже не полиэстер, а хлопок.
Если нитей слишком много, если мы не отдаём себе отчёт в том, что правильнее – не пытаться распутать не распутываемое, а обмотать клубок чем-то более новым, прочным и тем, что увеличит его в объёмах, тем самым улучшив внешне и качественно.
Весь наш мир – клубок. Клубок ситуаций, вопросов, попыток ответов – с точки зрения Торы, науки, истории, философских бесед за столом, сенсаций, лишних открытий.
Мы не можем его распутать сами, как бы ни пытались – это сделает только Мошиах. Весь мир сразу обретёт ясность. Придавали ясности, помогали жить не строгими сухими законами, а наполняли их начинкой наши Ребе.
Каждый наш взгляд, наше слово, каждая наша мысль нужна для чего-то. Мы вырываем мысли из контекста общемировой истории – не той, что в учебниках, а глобальной, в истории всего человечества. Они нам порой кажутся слишком важными, а порой – чересчур простыми и маленькими, битулирщимися, нивелирующимися по сравнению с окружающим миром. Но это – наши мысли, наша пряжа для нас, наших клубков, которые распутаются, когда найдётся человек, готовый на это непростое занятие…
Мошиах же с Б-жьей помощью распутает все клубки. И из выглядящих совсем по-другому и по-новому, заигравшими другими красками нитей, мы будем ткать новый мир – мир грядущий.
Moshiach now!