«Я расскажу вам историю, которую вы ещё не слышали. О нашем Ребе есть много известных историй, однако эта никогда не публиковалась», сказал нам р.Лазар.
Это было во время фарбренгена, на этой неделе, во вторник, в праздник Симхат-Тора, после утренней молитвы перед ѓакафот и чтением Торы. Накануне вечером р.Лазар после нескольких часов танцев со свитками Торы повёл нас за собой танцевать на улицу Сущёвский Вал, чтобы радость выплеснулась наружу.
Это было в три часа ночи. А теперь он, полный сил, говорит с нами о воспитании детей и обстановке в семье, о том, что нужно больше уделять внимания жене, о том, что время, проведённое с детьми, должно быть качественным, о том, что нужно вкладывать душу в главное.
«Мы знаем, что Ребе покинул свой постоянный маршрут «дом – синагога» только три раза за всё время своего руководства Хабадом. Один раз – когда его мать сумела покинуть Советский Союз и одна прибыла в Париж. Ребе поплыл туда, чтобы встретить её и лично привезти её в США. Ребе привёл свою мать к себе домой, впервые познакомил её со своей женой, рабанит Хаей-Мушкой, показал ей свой дом. Ребе предложил своей матери: «Останься жить у нас, для нас это будет честь».
Рабанит Хана улыбнулась и сказала: «Спасибо, не надо». Ребе попросил снова, и тогда рабанит Хана сказала следующее: «Лучше ‘нет’ с самого начала, чем ‘нет’ потом». Вы понимаете смысл этого высказывания? Лучше, чтобы свекровь с самого отказалась жить с невесткой, чем чтобы потом между ними возникали хоть малейшие трения.
Девятнадцать лет они не виделись. Девятнадцать лет мать тосковала по своему старшему сыну, девятнадцать лет он скучал по матери, они общались только в письмах. Что может быть лучше, чем жить вместе, говорить обо всём, что было, наслаждаться общением друг с другом? Но мудрая мать понимала, что если её сын посвятит всего себя семье и хасидам, для неё это будет самым большим наслаждением.
Для наших родителей самое лучшее – если мы правильно воспитываем наших детей, их внуков, если мы даём им еврейское хасидское воспитание, если мы тратим свободные минуты с ними не на развлечения, не на игры на смартфоне, а на хасидскую историю, на изучение Торы. И главное – если мы служим им живым примером еврея, хасида. Тогда бабушки и дедушки будут счастливы».
В нашей недельной главе «Берешит» мы видим два вида «нет». Одно – лишнее, другого не хватает. Когда змей коварно спрашивает Хаву: «Верно ли, что Всевышний запретил вам есть от всех деревьев Ган Эдена?» – она отвечает: «От всех деревьев Ган Эдена мы можем есть, только вот об этом дереве сказал Всевышний: «Не ешьте от него И НЕ ТРОГАЙТЕ ЕГО, чтобы вам не умереть».
Никакого повеления «не трогать» Хава не получала! Этим её добавлением и воспользовался змей. Он подтолкнул её к дереву, она коснулась его и он сказал: «Видишь? Ты не умерла оттого, что дотронулась. Значит, не умрёшь и оттого, что съешь!»
Хава поверила, съела плод дерева и дала его Адаму. А он не сказал «нет» и тоже съел. Из-за этих двух «нет», лишнего и недостающего, в мир пришли страдания и смерть.
Слово «нет» иногда выглядит не очень позитивно, но это одно из самых полезных слов в жизни. Мы говорим «нет» нашему дурному началу, которое с самого греха древа познания является частью нас, маскирует зло в обличье добра и приводит к нам несчастья. Мы должны уметь говорить «нет» детям, чтобы приучить их к тому, что есть правильные поступки и неправильные, правильное время и место и неправильное, что не всё можно и не всё полезно. Если должным образом говорить «нет» с самого начала, нам не придётся говорить им множество «нет» спустя годы, когда будет поздно.
Счастливого начала цикла недельных глав, хорошего месяца, здоровой осени и радости!
Гут шабес
Шия