В преддверии праздника Шавуот (праздника дарования Торы), который в этом году начинается сразу после окончания шаббата, вечером 23-го мая и продлиться в течение следующих 2-х дней, главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны. В обращении раввина говорится:
«Дорогие друзья!
От всей души поздравляю вас с Шавуот – праздником дарования Торы. Сегодня мы вспоминаем о событии, определившем весь дальнейший путь нашего народа, всю историю евреев. Это событие произошло очень давно, более 3300 лет назад. Но каждый год мы должны вновь и вновь получать Тору – выходить на новый уровень познания, на новый уровень понимания, чтобы Тора стала неотъемлемой частью жизни каждого из нас.Для того, чтобы правильно принять Тору, нам стоит в эти дни вновь вспомнить, как это было в первый раз. Евреи подошли к горе Синай за несколько дней до самого события. В Торе сказано: «И встал Израиль напротив горы». Обратите внимание: сказано в единственном числе, хотя здесь было множество людей – одних мужчин 600 тысяч, не считая женщин и детей! Но наши мудрецы напоминают, что в Торе нет ничего случайного. Единственное число подчеркивает, что весь народ стоял, как один человек – у всех одни чувства, одни мысли, не было не только никаких распрей, но даже и разногласий!
Именно так мы должны каждый год готовиться к получению Торы, к обретению Торы. Нам нужно развивать любовь между нами, взаимное уважение, взаимопонимание и единство.
Почему именно эти качества стали условием получения Торы? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит прежде разобраться с тем, откуда вообще возникают ссоры и разлад между людьми. Первопричина в нашей собственной неготовности прислушаться к окружающим людям, в преувеличенном представлении о важности собственного эго. Когда эго стоит слишком высоко, человек воспринимает чужое мнение, как будто оно направлено против него. Как другой может думать иначе, если я прав? Как другой может хотеть того, чего не хочу я?!
Тут начинается духовная глухота, приводящая к самоизоляции, к духовному обеднению из-за неспособности услышать другое мнение. А ведь главная задача человека в жизни заключается как раз в том, чтобы расти и богатеть духовно! Для этого надо всегда помнить о скромности, всегда быть готовым позитивно оценить точку зрения другого человека, взять все ценное, что в ней есть.
И самый правильный путь, чтобы добиться этого – это признание того, что над волей и желаниями нашего эго есть высшая воля и высшее желание, воля и желание нашего небесного Отца. А Он хочет, чтобы все Его дети прежде всего жили в братстве, дружбе и любви. Недаром рабби Хилель говорил, что в заповеди любви к ближнему – вся Тора, а остальное только комментарии!
Когда мы хотим понять мысли и желания Б-га, надо сначала научиться принимать мысли и желания ближнего, надо заранее усвоить, что в наших желаниях далеко не все правильно, а наше эго далеко не совершенно. Наши предки у горы Синай сделали все это и стали достойны получения Торы. Наш долг – выучить урок, который они нам преподали, и принять Тору всем сердцем, всей душой. Это то, чего я желаю всем вам в эти праздничные дни».
Информационная справка Шавуот, в переводе с иврита – «седмицы», наступает по истечении семи недель после Песаха и приходится на 6 день месяца Сиван. Праздник отмечают один день в Израиле и два – в общинах за его пределами. Согласно традиции, в этот день Б-г открыл Себя всему Израилю и дал основные Десять заповедей, которые Моисей записал на скрижалях, а так же остальные законы Торы, которые были записаны Моисеем в течение жизни. Устный Закон был записан в более поздний период еврейскими мудрецами в виде Мишны и Гемары. Кроме того, традиция связывает время праздника с окончанием жатвы ячменя и началом жатвы пшеницы. В древности, в этот день земледельцы со всех концов Израиля несли приношения в Иерусалимский Храм. Эти праздничные процессии сопровождались пением и танцами. Сейчас во время празднование Шавуот принято также украшать дом и синагогу зеленью и цветами и бумажными аппликациями. В средние века в еврейских общинах на территории Европы существовал обычай в Шавуот приводить детей в синагогу и угощать их медом со специальной доски, на которой были вырезаны еврейские письмена, чтобы «вкус Торы был сладок в их устах». В первый день Шавуот перед мясной трапезой принято устраивать молочную трапезу. Этот обычай связан с тем, что евреи, получив Тору, узнали о заповедях кошерного питания. Посуда, которой пользовались до сих пор, оказалась не кошерной. Тогда они устроили молочную трапезу, блюда для которой не требовалось варить. В Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще, торжества посвященные, празднику дарования Торы пройдут 24 и 25 мая. 24 мая во время утренней молитвы состоится чтение Десяти заповедей, 25 мая пройдет чтение поминальной молитвы Изкор.