В преддверии праздника Пурим, который в этом году начинается вечером 6 марта Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:
«Дорогие друзья!
От всего сердца поздравляю вас, ваших родных и близких, всю вашу общину с Пурим – самым веселым праздником в году.
В эти дни мы вспоминаем историю чудесного спасения нашего народа от злодеев, которые хотели его уничтожить. Мы читаем Мегилат Эстер, в которой все эти события изложены подробно: пиры у царя Ахашвероша, которые длились без перерыва 180 дней, интриги царского министра Амана, готового на все, чтобы получить приказ истребить евреев, мудрость и отвага Эстер, сумевшей, с Б-жьей помощью, разоблачить заговор и наказать злодеев… И, наконец, радость чудесного спасения – праздник, который наши Святые книги призывают нас «сделать днями пиршества и веселья, посылая мишлоах-манот друг другу и подарки бедным».
Понятно, что каждый праздник это веселые дни, у каждого свои праздничные заповеди. Но вот что интересно: у других праздников заповеди непосредственно связаны с теми событиями, о которых мы в эти дни вспоминаем. Песах – память об исходе, и мы едим мацу; суккот – память о жизни в пустыне, и мы сидим в шалашах; ханука – память о чуде светильника, и мы зажигаем менору. А заповеди Пурим рождают вопрос: какая связь между ними и спасением от козней злодея Амана?
Связь, конечно же, есть – только относится она не к внешним событиям, а к внутреннему состоянию людей, которым Б-г даровал чудо спасения. Аман замыслил истребить наш народ, потому что считал, что евреи «разбросаны и рассеяны», то есть с ними будет можно легко расправиться. В Талмуде сказано, что Б-г попустил злодейский замысел Амана, потому что наши предки «получали удовольствие от пиров злого царства» – то есть, просто говоря, предпочли в какой-то момент развлекаться при дворе, вместо того, чтобы помогать друг другу и совершать добрые дела. Так что здесь речь не только об одном эпизоде нашей истории, но о судьбоносном выборе, с которым сталкивается каждый человек, в каждом поколении!
Именно об этом нам рассказывает Мегилат Эстер, именно в этом универсальность Пурим. Истинная радость приходит не от развлечений, не от погони за эфемерными удовольствиями: истинную радость мы получаем от того, что дружим, что помогаем, что подставляем плечо ближнему. Кстати, и современная психология учит, что такое поведение дает человеку гораздо лучшее самоощущение, чем любые эгоистические удовольствия. И как раз для этого самоощущения мы совершаем мишлоах-манот – чтобы радость пришла и к получателю, и к дарителю. То же самое подарки бедным – здесь в Святых книгах не используется привычное нам слово «цдака», потому что это не благотворительность, это именно дары на радость нам самим, кто эти дары посылает и чувствует благодарность получателя! А пуримское пиршество – это уже наша благодарность, мы говорим спасибо Б-гу за чудеса и чувствуем себя радостными, уверенными в завтрашнем дне.
Вот в чем главный урок заповедей Пурим, урок радости Пурим. Истинная радость от правильной жизни, от добрых дел, от единства и солидарности нашего народа – это и символ Пурим и результат этого праздника, потому что соблюдение пуримских заповедей делают наше настроение лучше, наш оптимизм выше, нашу уверенность в лучшем будущем крепче. И дай нам всем Б-г, чтобы радость Пурим оставалась с нами, позволяя успешно противостоять любым вызовам, успешно преодолевать любые испытания, и выходить из них еще более сильными и радостными, как это было во времена Эстер и Мордехая!»
Читайте также