Главный раввин России Берл Лазар поздравил евреев с праздником Лаг-баомер. Он установлен в честь окончания эпидемии, во время которой умерло 24 тысячи учеников рабби великого мудреца рабби Акивы. Также в это день памяти рабби Шимона бар-Йохая, который написал основную каббалистическую книгу «Зохар».
Дорогие друзья!
Поздравляю всех вас с праздником Лаг-баомер, днем радости и веселья, прерывающим траур, который принято у нас держать в дни между Песах и Шавуот. Траур этот – память о гибели 24.000 учеников рабби Акивы во время эпидемии, а радость и веселье – память об окончании этой эпидемии, случившемся как раз в 33-й день омера. Наши мудрецы учат, что причиной смертельной болезни стала «синъат-хинам», «беспричинная ненависть», когда тысячи учеников, вместе изучавшие Тору, принялись спорить и ссориться. Соответственно, урок Лаг-баомер заключается в том, как опасно терять уважение друг к другу, к мнению других людей, как пагубно ставить во главу угла собственное эго, собственное тщеславие. Только когда ученики рабби Акивы поняли свою ошибку и прекратили ссориться, эпидемия остановилась.
Но есть и еще одна история, связанная с этим праздником, история не менее важная. В Лаг-баомер ушел из этого мира рабби Шимон бар-Йохай – тот, кто первым раскрыл тайну каббалы, кто написал «Зохар». Он тоже был учеником рабби Акивы, праведность позволила ему благополучно избежать эпидемии. А когда пришел конец его земным дням, он просил евреев, чтобы они поминали его смерть не трауром, а весельем!
На первый взгляд это странно – разве может смерть человека вызывать радостные чувства? Но рабби Шимон бар-Йохай вложил в свой призыв очень глубокую идею – идею о воздаянии за добрые мысли и дела.
В чем причина «синъат-хинам» – напрасной ненависти, погубившей тысячи учеников рабби Акивы? В чем причина ссор и конфликтов? В том, что люди стремятся возвысить свое эго, каждый уверен, что именно он прав, и не готов искать то, что его объединяет с другими людьми. Не удивительно, что подавляющее большинство споров и ссор возникает из-за материальных вопросов, где каждый старается защитить собственный интерес. Но когда человек поднимается выше, когда он прежде всего думает о душе – ему очень быстро становится понятно, что материальные причины конфликтов ничтожны по сравнению с их пагубными последствиями, что мы теряем от них куда больше, чем приобретаем, даже если выглядим победителями!
Это и есть сущность каббалы – души Торы, совокупности внутренних смыслов, которые дают нам возможность раскрыть потенциал собственной души, увидеть неразрывную связь этой души с Б-гом! Понимая это, рабби Шимон бар-Йохай учил нас, что уход из этого мира – не конец, не трагедия, а возможность получить награду за те добрые дела, что человек сотворил при жизни. Увидев с помощью каббалы то, что скрыто, мы начинаем жить с радостью.
Нет сомнения, что самую большую награду, самое главное благословение от Г-спода мы получаем за единство – за то, что показываем нашему небесному Отцу, что все Его дети вместе, все помогают друг другу, считаются друг с другом. Вспоминая в Лаг-баомер о наказании за «синъат-хинам», мы понимаем, какая награда ждет нас за «ахават-хинам», «беспричинную любовь» к ближнему. Именно поэтому мы с таким нетерпением ждем прихода Машиаха, когда весь мир будет строиться на «ахават-хинам» – на мире и любви, когда каждый день будет днем радости и веселья, как Лаг-баомер. И именно поэтому все, что мы делаем, исходя из «ахават-хинам», приближает дни Машиаха!
Пресс-служба главного раввина России
Читайте также