Новый год? Нет, мы называем этот день иначе. Рош-Ашана – “Голова года” Странное это название – ну какая у года может быть голова? И думать он не умеет, и замкнут в цикл – с любого дня начни отсчет – к нему же и вернешься. Год даже на старинный символ вечности (змея кольцом, хвост в пасти) не похож, скорее на кольцо “без начала и конца”.
Так что, не календарная круговерть лежит в основе осеннего праздника. Просто мы, люди, в этот день отмечаем день рождения. Общий для всех, день рождения того самого Человека (а по-еврейски – Адама), от которого все мы произошпи, такие разные и порой непримиримые братья.
Пусть читатели не заподозрят меня в симпатии к арабским убийцам, российским погромщикам или американским неонацистам. Но от родни не скроешься все они, нелюбимые и неуважаемые – братья по крови величайшим праведникам и нам с вами. Это не какая-то заумная идея о всеобщем братстве – и рад бы от такой родни избавиться, да библейский рассказ об общих (пра)родителях мешает.
Вообще-то, мудрецы наши не просто верили (как верим и мы) в рассказ о сотворении Человека (с большой буквы – потому что он был один и таково его имя), но и считали, что этот факт многому может и должен научить.
“Учили мудрецы наши: Почему человек был создан единственным? Для того сотворен единственным, чтобы научить тебя, что всякий, кто погубил жизнь одного человека, – свидетельствует о нем Писание, как будто погубил он весь мир, а всякий, кто спас одну жизнь, – как будто спас весь мир. И чтобы никто из людей не говорил: “отец мой выше твоего отца”. И чтобы не говорили еретики: “множество владык на небе”. И чтобы поведать величие Всевышнего – ибо человек, когда чеканит монеты одним чеканом, все они похожи одна на другую, но Всевышний, хотя и чеканит каждого чеканом первого человека, и ни один не похож на другого. И потому каждый обязан говорить ради меня сотворен мир” (Талмуд, трактат “Сангедрин”, 37а.) Сама же история творения в ее мельчайших подробностях – отличный материал для размышления накануне дня рождения.
Например, Всевышний говорит “сделаем человека”. Какой фурор! С кем это Он собирается вместе творить?! Не языческое ли наследие – едко вопрошают критики. Да нет, все куда проще и глубже: Творец обращается к Адаму, а значит, к каждому из нас – если ты захочешь быть человеком, мы вместе – ты и Я – сделаем из тебя человека.
А еще не безынтересно полюбопытствовать, какая именно работа по саду (Эденскому) была поручена Адаму. Мидраш рассказывает, что Адам увидел в саду интересную картину: растения пробились сквозь поверхность почвы, но не растут. Мичурин на его месте забегал бы по саду с лопатой и прививочным ножиком. Но на то первый человек и был Адамом, чтобы думать, а не бегать. Задумался он и понял, что им нужна не просто вода – скажем, из лейки, а вода небесная – дождь. А дождь – это благословение, а не просто метеорологический феномен. Вот тут-то и была произнесена первая молитва, молитва о дожде. Со взгляда на невысокие деревца в Эдене начался молитвенный монолог человечества, а по сути великий диалог творения со Творцом.
А еще было велено Адаму охранять сад. От кого же? Воров не было, погода была тихая, звери тоже не шалили.
Да, интуиция вас не подвела, да и почти шесть тысячелетий опыта не могли не подсказать правильный ответ. Человек должен охранять сотворенный не им мир… от самого себя. От решительных своих рук, от революционных идей, от короткомыслия и быстроделания.
Все то, что сказано о начале творения относится и к нам, ныне живущим. Замените в рассказе “сад” на “душу” свою и готовьтесь к дню рождения: просите дождя, не изводите посаженное и проросшее, берите в соавторы самого Творца – и делайте из себя человека, адама, Адама – венец творения.
Р-н Александр Фейгин