Сукка во дворе еврейского общинного центра «Марьина Роща» большая, она занимает весь двор. Гораздо больше привычных нам суккот, и больше всех суккот, возводимых в Москве. Но это, разумеется, не всегда было так. Я хорошо помню, как расширялась сукка параллельно увеличению количества миньянов для молитвы, уроков Торы и хасидизма, вместе с увеличением общины под руководством Главного раввина России р.Берла Лазара.
Помню я случай, произошедший 17 лет назад. Мы с женой и детьми сидим на трапезе в маленькой сукке, стоявшей тогда на небольшом дворе возле того места, где сейчас находится бухарская синагога. Тогда я ещё не очень хорошо знал русский, но я понял, что пятеро или шестеро евреев, сидящих недалеко от нас, говорят обо мне и о моей семье. Говорившего я знал. На той неделе он был у нас дома. Его жена находилась в лечебном центре, и он приходил к нам, чтобы моя жена дала ему еду, которую она сама приготовила для больной и для её семьи. Таково было начало организации «Бикур холим», которую она сама основала – на её собственной кухне. Я попросил тогда его немного обождать, пока еда будет готова и упакована.
Когда я вернулся, он внимательно вглядывался в две фотографии, висевшие в прихожей. «Кто это?» – спросил он. «Это мой дедушка, праведник зейде Матитьяѓу, и моя бабушка, праведная бобе Йеѓудит». Я получил эти фотографии от моего брата, р.Матитьяѓу, названного по имени нашего деда, и повесил их в прихожей, чтобы мы с детьми всегда вспоминали о заслугах наших предков.
И вот теперь этот человек рассказывал своим собеседникам о визите в мою квартиру и взволнованно говорил: «У них есть то, чего у нас совсем нет – родословная!»…
*
Мы приближаемся к завершению цикла чтения Торы. На этой неделе читается недельная глава Ѓаазину, предпоследняя глава книги Дварим. Основную часть главы составляет «песнь Моше» в чеканной запоминающейся форме, которую народ запомнит и усвоит предостережения Всевышнего: ведь стихи запоминаются и ложатся на сердце лучше обычной прозы. Моше описывает в красивых поэтических выражениях прошлое евреев, блага, дарованные им Всевышним, и неблагодарность сынов Израиля. Он предвидит, что евреи оставят Всевышнего, и тот сокроет Свой лик от народа, и тогда враги смогут победить их. Но это продлится недолго. Всевышний не даст свой народ в обиду, Он «отомстит врагам Его и искупит землю Свою и народ Свой».
В начале песни говорится, в частности: «Вспомни дни древности, всмотритесь в годы поколений, спроси отца своего – и он расскажет тебе, старцев твоих – и они скажут тебе». Этот стих выглядит как повеление: помни, что делал Всевышний в прошлом. Но как можно помнить «дни древности и годы поколений», время, когда тебя ещё не было? Ответ следует сразу же: «спроси отца своего – и он расскажет тебе, старцев твоих – и они скажут тебе». Отец расскажет о своих временах, а ему рассказывали старцы об их временах, и он перескажет тебе их рассказы. Так формируется еврейская традиция.
В нашем поколении, слава Б-гу, много еврейских душ возвращаются к своему истоку и к своему наследию. Еврейская искра пробуждается в людях при разных обстоятельствах, они оставляют неверные пути и приходят к Всевышнему и к добрым делам. Они создают еврейские семьи и воспитывают новые поколения в духе Торы и хасидизма.
Но как они выполнят сказанное «спроси отца твоего и старцев?» Ведь их родители, к великому сожалению, не могут рассказать им о еврейской традиции ничего!
р.Яаков бен Ашер, «Бааль ѓа-Турим», в своём комментарии к Торе пишет так: «В нашем стихе перечислены сам человек, его отец и его деды. А следующий стих начинается со слов «когда давал в наследие…» Это намекает на то, что если сам человек сведущ в Торе, таким же был его отец и дед – это уже наследие, эта цепочка не прервётся». Таким образом, мы сами не спросим наших дедов. Но если мы правильно воспитаем наших детей, а они – наших внуков, то наши внуки спросят нас, а мы уж им расскажем. Так мы выполним эту заповедь – не как спрашивающие, а как рассказывающие!
…Когда Дов-Беру, будущему прославленному Магиду из Межерича, преемнику Баал-Шем-Това и учителю Алтер ребе, было лишь пять лет, их дом сгорел. Он видел, что его мать плачет, и спросил: «Мама, стоит ли так убиваться из-за вещей?» «Не о доме я плачу, – отвечала мать, – а о том, что сгорела бумага с нашей родословной, а восходит она к мудрецу мишны рабби Йоханану-сапожнику!» – «Не беда, – ответил пятилетний мальчик. – Я сделаю новую родословную. Она начнётся с меня». Так и произошло.
Детали этой истории не случайны. Родословная Дов-Бера была длиной в 1700 лет, но начиналась она с рабби Йоханана-сапожника. Не с первосвященника и не с царя. С сапожника. Но с такого сапожника, который стал мудрецом Мишны и учителем всего народа. Каждый «сапожник» может начать великую родословную, если приложит усилия.
Гут шабес, хаг Суккот самеах
Шия