Месяц Ияр – особый месяц. В течение всех 29 его дней еврейский народ исполняет заповедь «Сфират-аОмер» – отсчёт дней от праздника Пейсах до праздника Шавуот. Смысл данной заповеди – исправление животной души человека и подчинение её божественной душе. Эта идея давно стала лейтмотивом хасидского движения, и поэтому те главы Торы, которые читаются в Ияре принято называть хасидскими. Одной из таких глав является недельная глава «Бехукотай», вот как звучит её первая фраза: «Если по установлениям («бехукотай») Моим будете вы поступать, и заповеди Мои соблюдать, и исполнять их…»
Слово «бехукотай», давшее название нашей главе, происходит от слова «хуким» – установления; законы, исполнение которых не за- висит от нашего понимания их целесообразности – они выполняется беспрекословно. Смысл этих слов в том, что человек должен трудиться, изучая мудрость Творца, прилагать усилия для понимания как письмен- ной, так и устной Торы. Это облегчает победу над своим злым началом и аннулирует само влечение к грехам. Следствием этого является исполнение заповедей. Причём всех заповедей, а не только тех, которые кажутся нам логичными, современными и полезными. Даже «хуким», несмотря на всю их необъяснимость. К ним относятся, например: запрет употреблять в пищу свинину, запрет смешивать в одежде нити шерсти и льна, законы «красной коровы» и другие. Объединяет их то, что в них совершенно никакого рационального смысла. И сколько бы человек ни совершенствовал свой разум, сколько бы ни вдумывался в эти законы – понять в них логику и найти смысл невозможно! Хотя иногда учёные «подбрасывают» нам ту или иную идею, якобы подразумевающуюся в «хуким», но эти идеи весьма далеки от истинной цели данных заповедей: укоренить в евреях страх перед Царской Властью Творца. Мы выполняем их лишь потому, что таково повеление Всевышнего.
Алтер-Ребе – основатель и первый Ребе хасидов ХаБаДа, дополняет это объяснение более глубоким комментарием:
ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ?
Слово «бехукотай» – происходит от слова «хакика» – резьба по камню, сквозное гравирование материала. Именно такая «техника» письма была использована Всевышним на скрижалях завета – буквы были прорезаны насквозь. Этот аспект напоминает нам, что усердие и труд при изучении Торы не должны занимать нас лишь поверхностно (как надпись краской), а должны глубоко затрагивать, брать за душу, врезаться в нас (как резец гравёра).
Чем же ещё отличаются высеченные буквы от букв, написанных на пергаменте?
Прежде всего, буквы написанные – это нечто дополнительное к пергаменту или бумаге. Ведь до написания и чернила (буквы) и бумага существовали, причём, совершенно независимо друг от друга.
Во-вторых, то, как соединены буквы с бумагой – их не сложно стереть, вытравить, соскоблить, в конце концов. Вернув, таким образом, им независимость друг от друга.
Буквы же высеченные в камне просто немыслимы без самого камня, ведь они представляют собой отверстия в скрижалях. Как дырка от бублика не может существовать без бублика, так же и буква, в нашем случае, является тем же предметом, в котором она высечена. Более того, такую надпись невозможно ни вытравить, ни стереть!
ТРИ СТЕПЕНИ НЕСВОБОДЫ
И так, на примере соединения материала с буквами, мы установили три степени «несвободы» еврея от Торы Всевышнего: Степень первая – человек изучает Тору, но остается сам по себе, абсолютно отдельным от неё. Таким мы видим Доега-Эдометянина, у которого слова Торы были лишь на устах. Но при этом: «Я не вмешиваюсь в дела Б-га, пусть и Он не вмешивается в мои дела!»
Степень вторая – человек соединяется с Торой, как «два в одном», как чернила и бумага. Сейчас он со Всевышним, но на сколько прочна эта связь – покажет время. Что прочтут наши внуки на пожелтевшей с годами бумаге, на которой мы – их дедушки и бабушки пытались писать историю наших отношений с Творцом?
Степень третья – еврей не существует без Торы, так же как и Тора без еврея. Вся наша сущность – это и есть Всевышний: Его законы, Его желания, Его мечты. Словно сквозная надпись сделанная гравёром на камне, – она и через тысячелетья читается так же разборчиво, как и в первый день. Примером такого служения служит Мойше-Рабейну, получивший Тору для всех евреев.
СДУВАЯ ПЫЛЬ ВЕКОВ
По этому поводу вспоминается старинная хасидская история:
Изучая природу еврейской души, один раввин пришёл к выводу, что душа еврея напоминает свиток. С годами текст свитка приходит в негодность, но его, зачастую не сложно поправить, для этого свиток относят к сойферу (переписчику) и тот делает необходимый ремонт. Так и душа – принципы и законы иудаизма «написаны» в ней, но со временем надпись стирается и уже ничего не разобрать. Тогда идут к раввину, и он всё исправляет, напоминая еврею забытые фрагменты «текста» его души.
Удивительно красивое сравнение! Ещё более удивительно то, что, услышав эту метафору, Любавичский Ребе с ней категорически не согласился: Душа еврея действительно напоминает текст, но текст не написанный, а вырезанный в камне. Поэтому на скрижалях завета Всевышним была использована именно такая «техника» письма. Такие буквы не «стираются» – в крайнем случае, они могут забиться землёй или их может занести песком. Они станут, невидны, но там – под слоем песка они останутся целыми и невредимыми, как и прежде! Для их «реставрации» совершенно не нужен ни специальный инструмент, ни «дипломированный специалист» – любой ребёнок простой щепкой может очистить их от наносного мусора и обнажить текст надписи.
Так же происходит в душе человека: ежедневная рутина беспощадно заносит пылью бессмертные скрижали еврейской души. Порой, кажется, что в наших сердцах уже давно «ничего не написано». Но это не так – все буквы на месте! Иначе как объяснить, что иногда такие незатейливые вещи, как хороший еврейский анекдот, вкус «на- стоящей» фаршированной рыбы (как у бабушки Сары), голос скрипочки, исполняющей хасидский мотив, – буквально переворачивают нас. И тогда, как со старой каменной глыбы с нас вдруг осыпается нанесённый, чужой мусор, и всему миру предстаёт вечная надпись завета Всевышнего.
ЗА ВАМИ ПРИШЛИ!
Особенно это стало актуально в наши дни, когда у многих наших соплеменников проснулся живой интерес к традиционно еврейскому образу жизни. Казалось бы: зачем может понадобиться доктору экономических наук одевать тфилин, а доценту зажигать субботние свечи? Что за сила подняла нас из пыли, стряхнув напрочь инородные принципы и чуждые идеи? Наше поколение названо в Торе «поступью Машиаха». Это его шаги слышны по всей земле, это он – готовит наш народ к новой жизни – жизни в эпоху Третьего Храма, жизни по Торе и заповедям Творца.
Да произойдёт это вскоре – в наши дни!
По материалам беседы Ребе в субботу главы «Бехукотай» 5722г.(1962г.)
Составитель р. Дов-Бер Байтман