Эта глава начинается с рассказа о том, какую награду получил Пинхас, не потерпевший осквернения имени Всевышнего, рисковавший своей жизнью ради освящения Его имени.
Когда Зимри, глава колена Шимона, публично привел в свой шатер мидьянитянку, увидевший все это внук Аарона Пинхас “взял копье в руку свою, и пошел за израильтянином в шатер, и пронзил их обоих.” Всевышний, даруя ему награду, сказал: “Пинхас, сын Эльазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них…”
Раши объясняет столь подробное перечисление предков Пинхаса тем, что оно было необходимо из-за неуважительных разговоров о нем в среде израильтян: “Посмотрите на этого внука Пути! Отец его матери откармливал тельцов для жертвоприношений идолам (его отец женился на дочери Путиэля, он же Итро), и он убил главу колена Израиля!” Поэтому Писание указывает на его происхождение от Аарона”.
Чем было вызвано такое отношение евреев к Пинхасу? Ведь они были свидетелями поступка Зимри, плакали при этом. Более того, они убедились в том, что после смерти Зимри в лагере Израиля прекратился мор, начавшийся из-за грехопадения евреев. И это благодаря Пинхасу! Непонятно также почему, желая унизить Пинхаса, они упоминали о том, что его дед “выращивал тельцов для жертвоприношений идолам”, – не логичнее ли было вспомнить, что священник Итро в свое время сам был идолопоклонником.
Претензия евреев к Пинхасу заключалась в том, что именно он, единственный, поднялся и “возревновал” за Б-га, в то время как все это произошло в присутствии всей общины Израиля, ее вождей и самого Моше. Оппоненты Пинхаса уверяли, что его поступок объясняется не только “ревностью” за Б-га, но и жестокостью, присущей ему по природе. Они упоминают, что его дед “выращивал тельцов для идолопоклонства”, а это и являлось проявлением крайней жестокости: несчастное животное откармливали самой лучшей едой, имея в виду затем зарезать, принести в жертву. И Пинхас, по их мнению, должен был унаследовать это качество жестокости.
Поэтому Всевышний в своих словах подчеркивает: “Пинхас, сын Эльазара, сына Аарона-коэна”, – опровергая тем самым доводы о жестокости Пинхаса, якобы послужившей причиной его поступка. Напротив, именно будучи внуком Аарона и унаследовав от него главное качество “стремящийся к миру и распространяющий любовь между спорящими”, Пинхас совершил свой поступок, с тем чтобы установить мир между народом Израиля и Б-гом – “отвратил гнев Мой от сынов Израиля”.
Таким образом Тора сообщает нам, что ревностный и суровый поступок Пинхаса был продиктован именно его любовью и стремлением к миру. Именно его любовь к своему народу и к Творцу побудила его “возревновать за Всевышнего” и устранить тем самым обвинителя Свыше, угрожавшего евреям из-за их грехопадения с дочерьми Мидьяна, кульминацией чего явился эпизод с Зимри.
Из этой истории можно извлечь урок о том, что когда в народе Израиля свирепствует духовный мор и находится еврей, “возревновавший за Б-га”, и противостоит попирающим Тору – не нужно стараться приуменьшить значимость его деяний, стараясь найти им сторонние обоснования. Нам не дано знать, чем на самом деле движим человек, но если мы видим действия правильные и справедливые – их нужно поддержать. Ведь именно решительная “ревность за Б-га” приносит настоящий мир – как сказано: “вот Я заключаю с ним Мой союз мира”.