В предыдущей главе Торы мы читали о том, как Авраам получил от Б-га приказ отправиться в путь: “Иди из земли твоей, из родины твоей и из дома отца твоего – в землю, которую Я тебе покажу!” Б-г велел ему покинуть привычную обстановку и отправиться к неизвестному месту назначения. Со временем выяснится, что отправился он в Землю Израиля, которая будет ему завещана, но в то время у Авраама, наверняка, не было ни малейшего представления о том, куда он направляется. Но приказ есть приказ, и поэтому он добросовестно отправился в путь.
В конце концов большое путешествие Авраама явится исполнением его призвания как отца монотеизма. Он бросит вызов всему миру идолопоклонства и одержит в этой борьбе такую победу, о которой даже и мечтать не мог. Кстати, я думаю, что мы воспринимаем наших библейских героев слишком уж как что-то само собой разумеющееся. Мы недостаточно ценим тот огромный вклад, который Авраам внес в развитие мировой цивилизации. Ведь он ни много ни мало в одиночку изменил образ мышления всего мира! Вера в одного незримого Б-га была культурным шоком для идолопоклонников того времени. Эта заслуга сделала Авраама не только основоположником еврейского народа, но также отцом всех мировых монотеистических религий. Неудивительно, что недавний опрос о “сотне наиболее влиятельных людей” в истории поставил Авраама в начало списка, далеко впереди других основателей веры и даже таких людей, как Мадонна, Бритни и Биллы – как Клинтон, так и Гейтс.
Согласно нашим мудрецам, это путешествие в неизвестность было первым из десяти испытаний веры, которым Всевышний подверг Авраама. Тем не менее, последнее испытание, о котором мы читаем в главе “Вайера”, считается наиболее важным. Акейда, жертвоприношение Ицхака, сына, которого он ждал целый век, занимает гораздо больше места в Торе, в наших молитвах и в трудах комментаторов.
Почему это так? Первое испытание – “Иди!” – возымело воздействие на весь мир, в то время как жертвоприношение Ицхака произошло только между отцом, сыном и Творцом. Где-то на отдаленной горной вершине, вдали от посторонних взглядов, разыгралась семейная драма. С другой стороны, путешествие Авраама происходило на глазах почти что всемирной аудитории. Очевидно, что это глобального масштаба испытание должно рассматриваться как более важное, нежели персональное испытание отца и сына.
Ответ заключаетя в том, что перед тем как взять на себя глобальную миссию перед всем человечеством, мы должны сначала осознать свои собственные отношения с Б-гом. Или, проще говоря, перед тем, как менять мир, нужно узнать, кто есть ты. Если ты не знаешь себя, не осознаешь свою личную духовную миссию, как ты можешь рассчитывать на то, чтобы повлиять на остальных?
Мудрецы учат нас: “Усовершенствуй себя, прежде чем начать совершенствовать других”. Очевидно, что это не значит, что мы не должны даже пытаться учить других, пока мы сами не станем совершенными (да и кто вообще совершенен?). Но это означает, что если мы надеемся оказать воздействие на других людей, наш призыв должен звучать неподдельно и искренне. Как мы можем оказывать влияние на других, если мы сами не являемся людьми, заслуживающими доверия? Хороший продавец верит в свой товар (даже если ему пришлось уговорить себя поверить в него…).
Легендарный Гилель в “Пиркей Авот” (“Поучения Отцов”) говорит нам: “Не суди ближнего твоего, пока не окажешься в его положении (буквально “месте”)”. И согласно одной из альтернативных интерпретаций данного комментария, чтобы правильно судить кого бы то ни было, нужно сначала установить, какова репутация у данного человека в его собственном городе или своем доме. Разве нет правды в шутке Джеки Мейсона о том, как еврейский муж, который дает прикурить всему городу, переступая порог своего дома тут же становится подкаблучным недотепой?
Давным давно я как-то наткнулся на фразу, которая произвела лично на меня неизгладимый эффект: “Единственная проповедь любого раввина – это его образ жизни”. Это абсолютно верно. Мы можем поучать всех вокруг хоть до следующего Йом-Кипура, но если наши слова наиграны и не подтверждаются делом, то наша аудитория останется безразличной. Самый красноречивый оратор не сможет произвести желаемого впечатления, если его слушатели будут знать, что посыл неглубок и не подкреплен искренним собственным убеждением.
Поэтому, хотя история о путешествии Авраама и его глобальной миссии появляется в Торе (и происходит хронологически) раньше решающего испытания, тем не менее история акейды по сути является главенствующей. Не только потому, что это испытание самое сложное, но и потому что наша личная преданность и целостность всегда формирует моральную основу нашей миссии перед миром. В конечном счете, именно это придает значимость человеку и тому, чему он учит.
Перевод Анны Адамской
Источник: ru.chabad.org