Дорогие друзья, гут йом-тов, с праздником!
Сегодня – «праздник всех праздников», Новый год хасидизма, а также мы отмечаем 25-летие Московского еврейского общинного центра. Следует сказать точнее: синагога в Марьиной Роще существует уже около ста лет. В самые сложные времена она не прекращала работу. Подпольная еврейская жизнь велась здесь. Когда я впервые приехал в Советский Союз (да, ещё в Советский Союз), здесь был центр хасидизма в СССР.
Мы помним тот день, когда открыли Московский еврейский общинный центр в присутствии Президента России. В России впервые был создан такой большой общинный центр. Тогда это было настоящим прорывом. В 1990-х годах в России было много случаев антисемитизма, даже в Москве дважды пытались взорвать синагогу… Да и в течение ста лет до этого отношение к евреям было плохим. Сегодня нам и представить сложно эту обстановку.
Я расскажу вам историю, которая произошла в этой синагоге 80 лет тому назад, на первый взгляд странную, но дающую возможность понять, что такое 19 кислева. В архивах КГБ сохранился отчёт некоего агента о праздновании 19 кислева в синагоге «Марьина Роща» в 1944 году. Там говорится, что уже за несколько недель до 19 кислева хасид Берл Левертов собирал со всех деньги, чтобы устроить большой фарбренген. Он взял какую-то сумму даже у администратора синагоги, который, как всем было известно, был доносчиком. Берл Левертов купил водку и закуску, собралось много хасидов, в том числе раввин синагоги Натан Нета Алевский. Это был замечательный раввин. Он получил раввинский диплом от гаона из Рогачова, был раввином в Иркутске, оттуда приехал в синагогу Марьина Роща. Он был не хасидом, это был литовский еврей, но очень мудрый и уважаемый человек. И вот кто-то предложил: «Пусть раввин скажет пару слов в честь праздника». Но Берл Левертов вскочил на стол и сказал: «Нет, сегодня хасидский праздник, а наш раввин – не хасид, и поэтому сегодня будем говорить мы». На следующий день праздник продолжался в домах других хасидов, но там агент КГБ уже не присутствовал и поэтому отчёт об этих фарбренгенах он не составил.
Этот рассказ странен. Берл Левертов относился к раву Алевскому с большим уважением, это был раввин его синагоги. Они вместе сохраняли еврейскую жизнь в советской Москве. Как же он мог публично сказать: «Сейчас раввин выступать не должен, потому что он не хасид»?
Чтобы понять это, поясним, что рав Алевский был сторонником движения «мусар». Это весьма благородное этическое движение в еврейской традиции, и главная цель еврея, согласно «мусару» – исправлять свои грехи и неустанно бороться со злом в себе. Всё сложное и болезненное в жизни еврей «мусара» воспринимает как наказание за его дурные поступки. А что говорили основатели хасидизма, Баал Шем Тов, Алтер Ребе? Разумеется, – говорили они, – необходимо исправлять свои грехи. Разумеется, – говорили они, – бывают наказания Свыше. Но в каждый момент времени мы ведь можем делать только одно дело. Давайте вместо копания в себе заниматься исправлением мира! Давайте творить добро, и ещё добро, и ещё добро. Если происходит что-то сложное и болезненное, вместо «уходи от зла» – «твори добро».
И хасид Берл Левертов подумал так: Если сейчас выступит рав Алевский, он будет говорить нам о страданиях Алтер Ребе при аресте, о преследованиях евреев в его время и в наше время. Не сегодня, пожалуйста! Сегодня – хасидский день, а хасиды не горюют о вчерашних бедах. Хасиды готовятся действовать сегодня и завтра.
Вернёмся к сегодняшнему дню. На наших глазах происходят трагедии. Наши братья в Стране Израиля в опасности. Недавно убили шалиаха в Дубае, р. Цви ѓа-коѓена Когана. Если бы мы спросили еврея «мусара», он сказал бы: «Это потому, что мы грешны. Нужно ещё и ещё раз проверить наши поступки, исправить наше поведение, и тогда это Б-жественное наказание нас минет». А хасид скажет: «Произошли трагедии. И нашим ответом на эти трагедии должно быть увеличение и усиление добра. Всё время потратим не на борьбу с нашими внутренними недостатками, а на озарение мира светом!»
Тридцать один год назад мне ночью позвонил р. Борух Горин: «Синагога горит! Наша Марьина Роща горит!» Я прибежал – синагога в огне, пожарные заливают пламя, но здание старое, деревянное… И к утру, когда собрались прихожане на молитву, было ясно: синагоги практически нет. Мы стояли и плакали. Это ведь знаменитая синагога в Марьиной Роще, она держала московское еврейство сто лет. Почему это? За что это? Однако хабадники говорят, что в любавичском хасидизме «нито кейн фарвос» – не спрашивают «за что». Старый хасид р. Йехиэль Фрид сказал: «Синагога может сгореть – это ведь брёвна и кирпичи. Но то, что в наших душах, никогда сгореть не может. Поэтому слёзы здесь неуместны!» Я стоял, слушал и говорил себе: «Учись, как хасид должен реагировать на трагедию». И я сказал всем: «Не отчаивайтесь. Мы построим новое здание синагоги. И не деревянное – бетонное, и не двухэтажное – четырёхэтажное». И мы построили, и даже не четырёхэтажный – семиэтажный еврейский центр, а ещё еврейские школы, а ещё еврейский музей, а ещё множество проектов. Все эти проекты начались тогда, когда многие считали, что еврейство России пришло к своему завершению, все разъехались или вот-вот разъедутся. Но хасид сказал: «Никто не сможет сжечь то, что внутри нас». Российские хасиды традиционно поют песню по-русски: «И в воде мы не утонем, и в огне мы не сгорим».
Мы, любавичские хасиды, не спрашиваем «за что». Мы спрашиваем «зачем». Что от нас ожидается в теперешней обстановке? Вот нечто случилось с нами – для какой цели оно случилось?
Когда арестовали Алтер Ребе, к нему подошёл его шурин и спросил: «Что нам теперь делать?» Алтер Ребе ответил: «Пошлите вестника к рабби Леви-Ицхаку из Бердичева». Когда вестник приехал в Бердичев, рабби Леви-Ицхак спросил его: «А реб Шнеур-Залман переживал?» «Да, переживал». «А это было внутреннее переживание или внешнее?» «Наверное, только внешнее». «Откуда ты знаешь?» «Я видел, что он забыл взять запасные сапоги, но талит и тфилин он не забыл».
Рабби Леви-Ицхак открыл Пятикнижие и прочитал: «И увидел Яаков, что есть шевер в Египте». Что говорит Раши? Слово «шевер» может означать и «хлеб», и «надежда». Яаков увидел, что в Египте есть хлеб, который спасёт его семью от голода, и увидел также, что в Египте, в пропащем месте, есть надежда для всех. И сказал рабби Леви-Ицхак: Слово «шевер» можно прочитать и как аббревиатуру: Шнеур Бен Ривка, так зовут Алтер Ребе. Видишь? «Шевер», надежда, есть для Шнеур Бен Ривка даже в самом пропащем месте, даже в тюремном заключении. Оттуда придёт спасение для всех!
Ребе Рашаб говорил об аресте Алтер Ребе так: «Чтобы из маслины получилось масло, её нужно давить. Без давления – масла не будет». В тот момент, когда маслину давят, это уже не съедобный плод, и это ещё не масло. В этот момент не видно пользы от давления. Но мы знаем, что она будет! Так и здесь: после освобождения Алтер Ребе из-под ареста распространение хасидизма пошло намного интенсивнее и легче. «Спуск для нужд подъёма», как говорит каббала и хасидизм. Свет виден только из темноты.
Алтер Ребе учил: «Зло не может исходить Свыше». Это принципиально невозможно, ибо Б-г есть Добро. А значит, если ты видишь трудное, сложное, болезненное – это не помеха сошла к тебе Свыше, а подмога. Такой взгляд на жизнь кажется трудным, и чтобы усвоить его, нужен «битуль». Ключевое хасидское слово: самоустранение перед волей Всевышнего. То, что происходит со мной – это звено в великом плане Всевышнего, и я должен выполнять сейчас возложенные на меня Всевышним обязанности. Не о себе я должен думать, не о том, что я претерпеваю, а о цели моей жизни, о том, как я в этих новых обстоятельствах буду выполнять мою миссию.
А как добиться такого «битуля»? Осознать, что ничто в мире не случайно. Любое и каждое событие в каждый момент времени произведено Всевышним, а значит, Он этого хотел, потому что Ему это нужно. На что же тут жаловаться, как же можно огорчаться из-за наступления очередного этапа великого вселенского плана? Не глупо ли это?
Так хасиды и живут. Когда трагически погиб р. Цви Коган в Дубае, реакция хасидов Хабада была: «Мы построим в Дубае новый еврейский центр». Во всём мире новые и новые молодые хасиды готовы ехать в шлихут, потому что наша реакция на трагедию – увеличивать свет, творить добро.
Аналогично развивались события и во времена ареста Алтер Ребе. Его противники хотели задавить движение хасидизма, хотели, чтобы не только они, но и власти Российской империи боролись против хасидизма. Ну и что вышло? Именно благодаря их усилиям задавить хасидизм он стал распространяться гораздо шире!
В этом году на 19 кислева приходится отрывок из недельной главы Вайешев, где рассказывается, как жена Потифара соблазняла праведного Йосефа. Он не соблазнился, тогда она оклеветала его и его бросили в тюрьму. Казалось бы, что может быть хуже? Однако именно поскольку Йосеф находился в тюрьме, он смог начать восхождение к трону фараона, к должности его советника, премьер-министра Египта, а благодаря этому в Египте оказались все евреи, а в результате этого они вышли из Египта и произошло главное событие мировой истории – дарование Торы. Кто мог это предвидеть? Никто, даже пророк, праотец Яаков этого не предвидел. А Всевышний решил так изначально, решил – и исполнил.
И мы, когда с нами происходит что-либо нежелательное, должны вспомнить эту историю Йосефа. Если даже сам праотец Яаков не видел тогда её положительных последствий, неудивительно, что мы не видим положительных последствий происходящего с нами. А они будут!
Чтобы положительные последствия произошли, их должны привести мы. Нам надлежит принять добрые решения на будущее и начать осуществлять их. И мы пойдём дальше и дальше, навстречу Машиаху. С праздником!
Читайте также