В раннем детстве я знал, что есть папа, мама, дедушки и бабушки – как знает каждый ребёнок. Но в этом кругу близких родственников был ещё один человек, которого я помню с тех пор, как помню себя. Реб Авраѓам. Только позже я понял, что он не был нашим родственником, даже дальним, но для нас он был больше чем родственником. Он присутствовал в квартире моих родителей, как мне казалось, всегда, даже до моего рождения.
…Это было в первое утро после свадьбы. Мой отец вернулся с утренней молитвы. Дома его ждала моя мама с первым семейным завтраком. Отец увидел накрытый стол, поблагодарил, но было видно, что у него неспокойно на душе. «Тебе невкусно? Или ты хочешь поесть попозже?» «Нет, всё прекрасно, но я думаю о моём старом друге, оставшемся в синагоге, у которого нет такого хорошего завтрака». «Так иди и приведи его к нам, еды хватит на всех!» И мой отец вышел и спустя небольшое время вернулся с реб Авраѓамом. И с тех пор он здесь…
Так рассказывала мне мама о своём знакомстве с иерусалимским евреем реб Авраѓамом ѓа-коѓеном Ѓоландером. С тех пор реб Авраѓам стал частью нашей семьи и делил с нами все радости – ведь ему в жизни не повезло ни со здоровьем, ни с возможностью создать семью.
*
Шавуот – один из трёх праздников, упомянутых в Торе (Песах – Шавуот – Суккот), и этот праздник больше всего связан с Торой. В этот день, 3331 год назад, мы удостоились получить самый дорогой в мире подарок – Тору. Это было через пятьдесят дней после исхода из Египта на горе Синай, по дороге из Египта в страну обетованную, в страну Израиля. Каждый год мы празднуем нашу связь с Торой – мудростью самого Всевышнего, и посредством изучения Торы мы связываемся с самим Всевышним.
Царь Давид, который и родился и скончался в Шавуот, сказал в Теѓилим: «Если бы Тора Твоя не была утешением моим, пропал бы я в горести моей». Давид пережил много тяжёлых периодов и событий, но благодаря изучению Торы укрепился духом и всё преодолел. То же можно было сказать о реб Авраѓаме. Неудивительно, что главным праздником для него был Шавуот, праздник дарования Торы. Уже с Лаг ба-омера он не выезжал из Израиля – а его часто приглашали различные еврейские общины мира как выдающегося проповедника и ведущего молитву. Он выглядел словно жених, ожидающий свадьбы. Да это так и есть, ведь Шавуот – это как бы свадьба еврейского народа и Всевышнего.
Реб Авраѓам любил ночное время. Когда большая часть людей спит, когда тихо, когда воздух Иерусалима – или Цфата и Тверии, где он любил бывать – особенно приятен, он проводил время за изучением Торы в различных синагогах, в основном в старых, сефардских. Там в его голове возникали прекрасные новые мысли на темы Торы, которыми он с удовольствием делился на праздниках у различных друзей, когда его приглашали произнести речь на тему Торы и благословение.
В отличие от других праздников, в Шавуот нет особых заповедей, как в Песах, Суккот, Рош ѓа-шана – только праздничные добавления к молитве и особое чтение Торы. Но на протяжении истории евреи создали различные обычаи проведения этого праздника – молочная трапеза и другие. Среди них особое место занимает обычай ночного изучения Торы в первый день Шавуота – по книге «Тикун лейл Шавуот» или по любой другой книге. И сочетание праздника дарования Торы с ночной учёбой приводили р.Авраѓама в особо приподнятое состояние души. В эту ночь он ходил учиться в несколько синагог, и старосты этих синагог везде встречали его с радостью и предлагали угощение.
Лет десять назад я пригласил реб Авраѓама в Москву как почётного гостя на ежегодную трапезу «мелаве малка» центрального благотворительного фонда «Керен Хая-Мушка». При этом я рассказал ему, что в Москве живёт его двоюродный брат – р.Моше Тамарин, шалиах в Малаховке, и организовал их встречу. Они были удивлены и рады: ведь двоюродные братья встретились впервые в жизни. В субботу днём реб Авраѓам читал Тору в центральной синагоге «Марьина Роща», и все могли слышать его любовь к Торе: каждое слово он выпевал чётко, как любимое слово. А на трапезе «мелаве малка» он произнёс берущую за душу речь и рассказал удивительные истории о Ребе, ведь он бывал у Ребе несколько раз, и Ребе выделял его.
Два месяца назад, несколько более недели до Песаха, реб Авраѓам потерял сознание в одной из синагог Иерусалима. Мой отец, который вместе с моей матерью в течение пятидесяти лет был очень привязан к нему, ухаживал за ним, но в канун Песаха душа его вознеслась ввысь, к глубокому огорчению нашей семьи и всех его друзей во многих местах мира.
Рав Авраѓам Элиэзер ѓа-коѓен бен Симха. Ты научил меня любить Тору, радоваться ей и ценить время, посвящённое ей. Ты страдал в жизни, но распространял вокруг себя истинную радость еврейства. Да будет душа твоя завязана в узел жизни, и да придёт к нам вскоре снова во время окончательного Избавления, которого ты так ждал всю жизнь!
Да удостоимся мы получения Торы в радости и с глубоким осмыслением,
гут шабес
Шия