5780 год от сотворения мира принес всем нам много переворотов в сознании: COVID, Беларусь, мир между Израилем и Эмиратами – и это не полный список. Любое привлекающее наше внимание событие приносит новую расстановку акцентов в жизни. И в понимании Торы. А согласно Бал Шем Тову – является указанием Б-га. Всевышний “подсвечивает” новые или хорошо забытые моменты в Его вневременной книге мудрости и в заповедях.

COVID изменил наши представления о границах и лимитах геолокации, привел в сеть потоки контента, “как воды, покрывающие дно морское”, и, если говорить о русскоязычном еврействе, высветил важный вопрос: русскоязычное еврейство как явление, русскоязычные евреи как потребители Торы и как те, кто вносят свой уникальный вклад в понимание Торы. И кто знает, как эпидемия скажется на развитии виртуальных общин, миньянов и т. п.? Возможно, это то, чего многие ждали – виртуальное объединение, виртуальная русскоязычная община.

События в Беларуси обратили наше внимание на то, что заповедь Торы о царе (из прошлой недельной главы) формулируется: “Назначь царя”, – что вместе с тезисом “нет царя без народа” (рабейну Бахья к Брейшит, 38:30) возводит мост между монархией и демократией. Кто бы мог подумать еще 100-200 лет назад?

Обратим внимание на главу “Ки теце”, самую насыщенную заповедями в Торе – 74 из 613! Эта глава, кроме прочего, является отправной точкой в Торе и, наверное, в современной западной цивилизации для понятий “семья”, “общество”, “ценность жизни человека”.

Так, мы узнаем здесь о том, что семья должна быть правильно создана и что секс – это не просто удовольствие, как многие другие наслаждения и потребности. Так же узнаем о том, что брак может быть расторгнут. А особая мицва – восстановить семью после распада, если со времени развода не состоялся другой брак. Иначе – это открытая дверь к разврату. Это наша позиция в вопросе “открытой семьи”.

Здесь мы узнаем о том, что запрещено казнить того, кто согрешил по принуждению. Когда-то эта заповедь стала надеждой и спасательным кругом для маранов. А сегодня служит открытой дверью для евреев, родившихся в ассимиляции: мы не осознанно грешим, не выбирали восстать против Б-га, мы принужденно грешны. Принуждены культурой и воспитанием. Нас нужно не казнить, а поддержать в нашем возвращении, “девушку не казни, нет у нее смертного приговора”.

Здесь запрет суду чрезмерно наказывать преступника, заповедь, из которой со временем вырос запрет наносить обратимый и необратимый физический ущерб другому человеку. Когда в мире возникли гуманистические идеи – а некоторые утверждают, что со времен написания Танаха в литературе нет новых сюжетов (ну почти) – они нашли здесь, в Торе, отправную точку для себя.

Таким образом, есть два пути развития Торы – изнутри и извне. Изнутри – это изучение традиции и передача знаний из поколения в поколения. Извне – это осмысление Торы через призму мироздания. В благословенные времена живем: жизнь не мешает, но способствует пониманию Торы. Какое новое слово в понимании Торы внесу я?

P.S. Только одно добавлю напоследок. Круто, если мы отнесемся к Торе не в формате известного рыла в калашном ряду, а, уважая ее, будем понимать и изучать, не навязывая ей диванные смыслы.