Вопрос: Есть ли у каждого человека ангел-хранитель?
Ответ: Обсуждая любой вопрос связанный с ангелами, важно подчеркуть, что речь идет о творениях нематериальных, то есть незнакомых нам по нашему обычному опыту. Это принципиально меняет структуру обсуждения. С вещами материальными мы знакомы, и имеем практический опыт их изучения, поэтому обсуждая ту или иную их сторону, можно придти к окончательному заключению. Этот вид познания называется в хасидских книгах постижением сущности. То есть, я смогу прийти, например, к выводу, что перед мной стол, стул или предмет, приспособленный к совершенно иному использованию. В отличие от этого, обсуждение вещей духовных остается в рамках добавления знаний о каких-то явлениях. При этом, поскольку сами явления мне не даны в ощущениях на опыте, то внешне противоречивые утверждения на самом деле могут не противоречить друг другу.
Это немного длинное предисловие необходимо было мне, поскольку сведения об взаимодействии ангелов и людей кажутся противоречивыми.
Принципиально ответ на вопрос о том, есть ли ангел-хранитель у каждого человека – положителен. Мидраш рассказывает, что даже у каждой травинки есть свой ангел, который заставляет ее расти. Тем более он есть у человека. Но вот об их количестве можно встретить самые разнообразные утверждения.
Некоторые комментарии вспоминают сон Йакова, в котором ангелы поднимались и спускались по лестнице. По одному из объяснений, это пара ангелов Земли Израиля, сопровождавшая Иакова, передала его "заграничным" ангелам. Отсюда делается вывод о паре ангелов, сопровождающих каждого. В некоторых источниках они связываются с ангелами, упомянутыми в Талмуде, как проводники еврея из синагоги домой после первой шаббатней молитвы. В таком понимании эта пара не случайна, ведь один из ангелов оправдывает человека, а второй обвиняет. Один из поздних мидрашей говорит о двух парах ангелов-спутников – одна днем, а другая ночью, при этом в свободное от работы время они свидетельствуют перед Всевышним обо всем, что происходит с человеком. Впрочем, известный каббалист Менахем Риканати, уверенно пишет, что ангел-хранитель принципиально лишь один, а вот обвинителей может быть много.
Из сказанного выше понятно, что в этом разнообразии мнений все, возможно, правы, псокольку говорят о различных аспектах незнакомых нам явлений.
На мой взгляд, наиболее важным для нас является тот факт, что в идуаизме знание об ангелах не заняло центрального места, осталось в тени. Причина этого в том, что Тора подчеркивают преимущество человека перед ангелом, поскольку человек обладает свобой выбора и может соблюдать заповеди, основываясь на этой свободе. Те духовные открытия, которые даны нам в Торе и заповедях – выше всего, что раскрывается ангелам, и именно заповеди и Тора являются настоящим хранителем еврея в его жизни.
Источник: http://www.kolel.ru/library/article_cdo/aid/1876563