На прошлой неделе я писал о визите Главного раввина России Берла Лазара в синагогу хасидов Махновка-Бельз в Бней-Браке и чтении Торы по свитку Баал Шем Това. Несколько человек обратились ко мне с просьбой рассказать, о чем шла беседа в комнате адмора после молитвы. Я расскажу только об одном фрагменте разговора.
Адмор: Казалось бы, молитва в Хабаде должна идти с воодушевлением и активными движениями..
Раввин Лазар: Мой дед был из хасидов Сигета и приблизился к Ребе и пути Хабада после того, когда он оказался рядом с Ребе во время молитвы минха в первые годы его руководства. Он увидел, как Ребе молится «простую» минху, без внешнего аффекта, но с огромным сосредоточением. Хотя известно, что молитвы Алтер Ребе проходили с большим воодушевлением, он даже катался по полу в восторге, так что нужно было обивать стены комнаты тканью, чтобы он не ушибся.
Есть известное объяснение Ребе о том, как произошло чудо восьми дней Хануки. Нельзя сказать, что каждый день расходовалось немного масла, поскольку каждый день светильники должны были быть наполнены. С другой стороны, нельзя сказать, что каждый день создавалось новое масло, ведь тогда это было бы не масло из земных олив, а чудесное масло, которое не годится для заповеди зажигания Меноры. Мы обязаны использовать обычное, земное масло! И Ребе объясняет, что в течение всех дней Хануки светильники горели и расходовали масло естественным образом, и в то же время масло не заканчивалось.
Но тогда возникает вопрос: в чем же было чудо восьмого дня Хануки? Ведь в этот день натуральное оливковое масло светильниках горело естественным образом до конца дня и сгорело! Ответ Ребе таков, что именно это и было чудом. Природа сама по себе – непрерывное чудо, как писал «Хахам Цви».
Так можно сказать и о неподвижной молитве с внутренним сосредоточением – это требует даже большего усилия, чем размахивать руками и раскачиваться.
Адмор: Нужно жить с этим…
Раввин Лазар: р. Хаим Йосеф Давид Азулай пишет так. У многих есть обычай читать в Хануку 30 псалом – «мизмор шир ханукат ѓа-баит», песнь в честь освящения Храма. Он намекает на Хануку, так как первые буквы его слов, мем-шин-хет – это также первые буквы слов «мила, шабат, ходеш» (обрезание, шабат, освящение месяца). А это три запрета, которые эллинисты наложили на сынов Израиля, и после чуда Хануки они были отменены. Можно также добавить, что в пожелании «ханука самеах», есть те же начальные буквы син-мем-хет. Идействительно, в каждую Хануку есть и шабат, и новомесячье, и восемь дней, как при обрезании!
Адмор: «Авней незер» из Сохачова пишет, что восемь свечей Хануки соответствуют восьми одеждам первосвященника. Ведь власть эллинистов была отменена благодаря кувшинчику чистого масла, запечатанному печатью первосвященника. Коѓен –это «человек доброты (хеседа)», а первосвященник –высшая степень хеседа, и это связано с еще одним аспектом Хануки, когда закон о количестве свечей следует мнению школы Ѓилеля, чей путь – путь доброты. Абударѓам пишет, что Ханука חנכה – это аббревиатура слов שמונה נרות והלכה כבית הלל «8 свечей и закон по школе Ѓилеля». Это особенно важно в пятый день Хануки, так как это первый день, когда школа Шамая (уменьшающая количество свечей) зажигает меньше, чем школа Ѓилеля (увеличивающая их количество).
Читайте также