Директор Института иудаизма и цивилизации раввин Шимон Довид Коуэн (г. Мельбурн, Австралия) выступил 15 декабря на XVII заседании Международного мусульманского форума, озаглавленном «От экологической проповеди к экологическому мышлению».
Раввин отметил, что тема современного осмысления уроков из истории Всемирного потопа – одного из основных сюжетов священной для всех авраамических религий истории, и универсальности для всего человечества Завета Ноаха (Ноя).
В том числе, по словам раввина, после Всемирного Потопа на человека было возложено Семь обязательных заповедей, где шестая заповедь означает соблюдение человеком принципа умеренности в пользовании всеми ее благами. Эти заповеди известны как Законы для потомков Ноаха, в честь праведника, который был спасен во время Всемирного потопа и стал прародителем всех последующих поколений людей.
Хотя эти запреты были даны шесть запретов первому человеку Адаму, но последний запрет, и тем самым, завершение этих законов связано именно с Ноахом, потому что только после Потопа стало разрешено употреблять в пищу мясо убитого животного, что привело тем самым, к необходимости установить запрет на употребление в пищу части от живого животного. Запретительная заповедь сформулированная Торой трактуется как повеление милосердно относиться к творениям Всевышнего и созданный Им мир в целом.
– После Всемирного потопа на все человечество Богом через библейского праведника Ноя были возложены Семь обязательных заповедей. Среди них: запреты на идолопоклонство, богохульство, убийство, прелюбодеяние, воровство, жесткое обращение к живым существам и соблюдение принципа справедливости в суде. Шестая заповедь, утверждающая запрет на жестокое, небрежное отношение к объектам живой природы, – подчеркнул раввин Коуэн.
Эти законы неразрывно связаны со всем человечеством. Поскольку реализация сказанного в Торе, заключается в том, что «человек сотворен по образу и подобию Бога» или иными словами, его способность “уподобляться Творцу”, осуществима лишь через исполнение Божественных повелений для потомков Ноаха.
Таким уровнем «подобия» с Творцом потенциально обладает каждый человек, однако, при этом один может в совершенстве его ревизовать и стать тем самым примером для подражания, а другой же, игнорируя эти законы, может опуститься весьма низко, что даже при самом внимательном взгляде не получится разглядеть в нем «образ и подобие».
В заключении своего выступления раввин Шимон Коуэн презентовал участникам XVII заседания форума собственную книгу «Теория и практика универсальной этики», посвященную теме Семи законов потомков Ноаха, которая доступна также русскоязычному читателю.
В 2012 году книга Шимона Коуэна об универсальной этике получила одобрение короля Марокко Муха́ммеда VI бен аль-Ха́сана. Монарх высоко оценил вклад раввина в «заполнение того пространства, которое образовалось между религией и цивилизацией» и указал на ценность влияния, которое оказывают авраамические религии на формирование морально-этических ценностей общества.