Это было в прошлую пятницу, в самый разгар Лаг ба-Омера, после полудня, когда новые гости уже почти не прибывают из-за приближающегося Шабата, певцы в главном дворе на горе Мерон поют субботние песни, а распорядители намекают им поторапливаться. Ведь нужно подготовить место к Шабату и дать возможность гостям вовремя добраться в другие города севера, где они проведут Шабат, особенно в Цфат, куда всегда прибывает множество гостей Лаг ба-Омера.
Я направился к заднему выходу из комплекса, чтобы заранее помолиться Минху. Найдя ещё нескольких евреев, готовых составить миньян, я увидел рядом с собой главного раввина Цфата, р. Шмуэля Элияѓу, который только что завершил молитву у могилы рабби Шимона бар Йохай и, прежде чем вернуться в Цфат, захотел помолиться Минху кануна Шабата в этом возвышенном месте.
Я пожал ему руку, и он сразу меня узнал. Мы вспомнили его визит примерно десятилетней давности, когда я пригласил его в качестве почётного гостя на 15-ю ежегодную трапезу «мелаве малка» центрального благотворительного фонда «Керен Хая-Мушка». Он вспомнил и субботнюю трапезу, которую провёл за нашим столом. Мы порадовались и растрогались, вспомнив это вместе.
После завершения молитвы к р. Шмуэлю выстроилась очередь просителей благословения. Я терпеливо подождал, и когда он освободился, спросил: «Расскажите, пожалуйста, о связи Вашего отца с Лаг ба-Омером». Я сам помнил, а также слышал много раз от моего отца, как великий каббалист, главный сефардский раввин Израиля рабби Мордехай Элияѓу приезжал в Лаг ба-Омер на Мерон, танцевал во дворе, молился у могилы и был весь погружён в мысли и возвышенные размышления.
– С тех пор как я себя помню, я видел, как мой отец каждый год поднимался на Мерон на Лаг ба-Омер. По пути он учил “Идру”, раздел Зоѓара. Иногда он ехал в автобусе с другими людьми и в пути давал урок для пассажиров. Когда он приезжал к рабби Шимону бар Йохаю, он завершал изучение “Идры” и начинал радостный танец, и параллельно он благословлял людей. Есть множество рассказов о чудесах, связанных с отцом, но самые сильные истории — это те, что происходили после радости Лаг ба-Омера.
Один раз, когда мы были внутри комплекса, отец велел мне вслух произнести отрывок «Патах Элияѓу»…
Рав Шмуэль Элияѓу берет сефардский сидур и показывает мне, что отрывок из Зоѓара «Патах Элияѓу», который ашкеназы читают перед Минхой в канун Шабата — это сокращённая версия текста, который читают сефарды перед каждой Минхой в будни.
– Отец стоял рядом и слушал. Я дошёл до слов: «Встань, рабби Шимон, и пусть обновятся слова через тебя, ибо тебе дано разрешение раскрывать скрытые тайны, которых никому прежде не разрешалось открывать». И вдруг отец повернулся ко мне и с неописуемым волнением сказал: «Произнеси это громко, нужно говорить это, обращаясь прямо к рабби Шимону!» И я повторил слова с воодушевлением: «Встань, рабби Шимон…» И было ясно, что отец ощущает, будто он стоит прямо перед святым рабби Шимоном!
Взволнованный воспоминаниями, рав Шмуэль попрощался, пожелав доброго Шабата и горячо благословив евреев России.
Читайте также