Вечером 27 сентября (14 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать Суккот – один из самых ярких и радостных праздников еврейского календаря. В Торе он назван «временем веселья» и «праздником сбора урожая». В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине. В обращении раввина говорится:
«Дорогие друзья!
От всего сердца поздравляю вас с праздником Суккот!
Наступили дни, которые Тора называет «временем радости нашей». Причин тут две – одна простая, другая более глубокая. Простая причина в том, что Суккот отмечали по завершении сбора урожая: люди радовались тому, что закончилась пора напряженного труда, благодарили Б-га за то, что Он им дал. А причина глубокая – в том, что позади остались Рош Ашана и Йом Кипур, Б-г нам дал уверенность в доброй записи и подписи, и мы радуемся, зная, что впереди нас ждет хороший и сладкий год. А эта наша уверенность, в свою очередь, готовит почву для того, что благословения Б-жьи станут более эффективными: ведь когда веришь и вверяешься Г-споду, получаешь от Него полной мерой!
В этом году Суккот у нас особенный. Прошлый год был «шнат шмита» – годом отпущения, когда нашим предкам было запрещено обрабатывать землю. А про период, следующий за таким годом, в Торе сказано: «В праздник Суккот собери весь народ Израиля перед Б-гом в том месте, которое Б-г укажет, и читай этот Закон пред всем народом вслух,… чтобы слушали и учились, и боялись Б-га, и старались исполнять все слова Закона.» Во времена Храма, все евреи в эти дни собирались в Иерусалиме, чтобы вместе молиться и слушать слова Торы.
Конечно, были и другие дни, когда множество людей собиралось в Храме. Но заповедь «собери весь народ» относится именно к дням Суккот после «шнат шмита», то есть может быть исполнена только один раз в семь лет! И тому есть веские причины. «Шнат шмита» называется также «суббота для Б-га»: раз нельзя было обрабатывать землю, освобождалось время, чтобы больше учить Тору, чтобы подняться на более высокий духовный уровень. И люди приходили к дням Суккот уже готовые к тому, чтобы вести праведную жизнь.
А Суккот – это еще и символ единства нашего народа. И получается, что люди собираются вместе, объединяются, находясь при этом на более высокой ступени духовности. Наши мудрецы особо подчеркивают, что выполнение заповеди «собери весь народ» должно побудить всех евреев проникнуться теми же чувствами, какие были у наших предков, стоявших у горы Синай. Тогда, как мы знаем, стоял «весь народ, как один человек»: каждый был необходим, если бы даже один человек уклонился, Б-г не смог бы даровать нам Тору!
То же мы должны чувствовать и в наши дни. Пришло время собраться, чтобы ощутить настоящую связь с Б-гом и друг с другом. И я хочу пожелать вам сейчас, чтобы, сидя вместе в шалашах, держа «арба миним», вы прониклись подлинным единством, которое осталось бы с вами на весь год».
История праздника
Суккот (буквально кущи) – праздник в память о шалашах, в которых жили израильтяне после исхода из Египта. Суккот очень богат заповедями. Самой яркой из них является заповедь о четырех видах растений (арба миним) и заповедь сидения в шалаше.
Заповедь о шалашах подразумевает необходимость проводить в сукке трапезы в течение всего праздника. Четыре вида растений символизируют разные виды евреев. Соединяя их вместе, иудеи заявляют о единстве еврейского народа перед лицом Вс-вышнего, перед которым все равны — как мудрецы, так и простаки.
При построении шалаша существует ряд критериев, делающих его кошерным. Важным моментом является крыша, через отверстия в которой должны быть видны звезды. Переселяясь на неделю праздников в это временное жилище, евреи признают над собой господство Творца и заявляют о том, что все в мире зависит только от Его воли.
Суккот — один из трех праздников, в которые каждый еврей был обязан посетить Иерусалимский Храм, где приносились праздничные жертвы, соответствующие этому дню. Во времена существования Храма в Суккот приносили в жертву 70 быков — по количеству народов, населяющих землю. Целью этих жертвоприношений было искупление грехов всего человечества.
Мероприятия Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ)
В этом году Суккот начинается 27 сентября (14 тишрея) в 18.00 по московскому времени. Первый (в странах рассеяния также и второй) день Суккот — это йом тов (праздничный день, в который любая общественная работа запрещена), а остальные дни — холь амоэд (полупраздничные дни, в которые работа разрешается).
Суккот продолжается семь дней, а восьмой день – самостоятельный праздник Шмини-Ацерет. За Шмини-Ацеретом следует новый цикл чтения Торы, выливающийся в отдельный праздник — Симхат Тора.
В преддверии Суккота в МЕОЦе прошла ярмарка-продажа четырёх видов растений. Во дворе общинного центра был построен большой традиционный шалаш для всех прихожан. В течение всего времени праздника иудеям предписано проводить в нем трапезы с хлебом и вином. В этом году праздничный шалаш расширили – он сможет вместить одновременно более тысячи человек.
В дни Суккота праздничный шалаш МЕОЦа будет открыт без перерыва с 8:00 до 24:00. Активисты общинного центра будут помогать прихожанам исполнять заповедь о четырех видах растений. Во все дни праздника посетители сукки смогут бесплатно получить в ней угощение и горячие напитки.