Главный раввин России Берл Лазар поздравил евреев с праздником Симхат Тора. Это праздник завершения годового цикла чтения Торы. Его отмечают сразу по окончании праздника Суккот. В этот день в синагогах заканчивают читать последнюю книгу – Дварим (Второзаконие), перематывают пергаментный свиток на начало и сразу начинают читать заново с книги Берешит (Бытие). Также в этот день принято устраивать танцы со свитками Торы.
В этом году в диаспоре праздник Симхат Тора начинается вечером в понедельник, 27 сентября и продолжается до вечера среды 29 сентября.
Ниже приводится полный текст обращения главного раввина к евреям:
Дорогие друзья!
От всей души поздравляю вас с Симхат Тора, завершающим череду наших осенних праздников. Думаю, не ошибусь, если скажу, что это не просто самый веселый день в году, но и самый известный праздник для евреев в России. В других странах евреи больше ходят в синагогу на Йом Кипур и на Рош Ашана – у нас в стране исторически сложилось так, что больше всего молящихся как раз на Симхат Тора. Даже в самые тяжелые годы, когда еврейство подвергалось здесь гонениям, люди в этот день приходили в синагогу, веселились вместе и танцевали со свитками Торы.
Один вопрос: почему мы отмечаем этот праздник осенью, а не в начале лета, когда, собственно, наши предки и получили Тору с горы Синай? И чем отличается Симхат Тора от Шавуот – праздника дарования Торы?
На этот счет существует старинная притча. У одного царя много лет не было детей. И вот пришел к нему великий праведник-мудрец и говорит: «Даст тебе Г-сподь дочь, и наделит ее всеми достоинствами тела и души, но с одним условием – чтобы до свадьбы никто, кроме тебя и твоей жены ее не видел». Действительно, дочь родилась, и выросла самим совершенством. Но где найти жениха, что полюбил бы девушку и согласится взять ее в жены, не увидав прежде, даже мельком?
Слава Б-гу, тут приходит один принц и говорит, что готов рискнуть: «Вижу, что отец добр и справедлив, а мать красавица – надеюсь, что яблоко от яблони далеко не упадет». Поженились, и действительно – с каждым днем молодые жили все лучше и лучше. А через полгода приходит принц к тестю-царю и требует еще раз свадьбу сыграть. «В первый раз, говорит, не имел представления, какая прекрасная жена мне досталась – а сейчас могу, наконец, радоваться по-настоящему».
Если хотите, в этой притче заключена вся история еврейского народа. Когда наши предки вышли из египетского рабства на свободу, благодаря чудесам Г-сподним, они, конечно, уже верили, что Тора, этот подарок от Б-га, принесет им благо. Но только потом, живя по Торе, соблюдая Закон и заповеди, они действительно поняли, какое это огромное благо, какая это радость! И Симхат Тора – это не радость того, что мы обрели Тору, что оказались ее достойны в дни Шавуот, а радость от жизни с Торой – жизни праведной, свободной, наполненной высочайшим смыслом.
Сейчас у нас сложное время. Из-за эпидемии мы можем впускать в синагогу только тех, кто точно не болен и не является носителем вируса, при «акафот» и в танцах придется соблюдать социальное дистанцирование… Но эти ограничения тоже могут стать источником радости: ведь, соблюдая их, мы доказываем себе и окружающим, что живем по Торе, что выполняем заповеди, которые требуют от нас заботиться о собственном здоровье и о здоровье тех, кто нас окружает. А раз мы едины в стремлении жить по Торе – ничто на свете не может нам повредить, Б-г решит все наши проблемы и благословит всех нас на жизнь, полную радости!
Пресс-служба Главного раввина России
Читайте также