Праздник Лаг-баомер связан сразу с двумя событиями в истории нашего народа. Во-первых, это годовщина ухода из мира сего великого мудреца и праведника, основоположника каббалы р. Шимона бар Йохая. Тут сразу возникает вопрос: разве смерть может стать праздником? Но сам рав Шимон настаивал, чтобы ее отмечали как праздник, «со всей радостью». И в этом есть глубокий смысл: мудрец учил нас, что смерть не исчезновение человека, в любом случае – не конец. Если ты верно служил Г-споду, Он призывает тебя к Себе – а что может быть лучше, чем пребывать поблизости от нашего небесного Отца?! А людям на земле остаются твои добрые дела, твоя добрая память, тот добрый пример, который ты им подавал. От Шимона бар Йохая навек остался «Зохар» – значит, и сам он с нами навсегда!
Еще одно историческое событие, с которым связан праздник – это окончание эпидемии, которая поразила учеников другого великого мудреца и праведника, рабби Акивы. Согласно Талмуду, эпидемия вспыхнула потому, что ученики относились друг к другу без уважения: все время спорили, каждый пытался доказать, что именно он лучше понимает слова учителя. А ведь знаменитый раввин Махараль из Праги недаром нам напоминает, что слово «кавод», «уважение» по гиматрии составляет 32 – столько же, сколько слово «лев», «сердце». У людей разная внешность и разное образование, разные способности и разные взгляды – но сердце у нас одно, и каждое сердце должно чувствовать любовь. Тора требует, чтобы мы любили другого человека, «как самого себя» – то есть, не «за что-то», а «потому что»: потому что Б-г дал нам заповедь любви к ближнему. Любовь выше разума, выше любой причины: есть любовь – значит, будет и уважение!
Однажды ученики спросили Ребе: если сердце самый важный орган, почему оно расположено слева, а не справа? Ребе объяснил, что в этом-то и состоит Б-жественная мудрость: для каждого самым важным органом должно стать сердце ближнего – а когда мы стоим с ближним лицом к лицу, оно для нас располагается как раз справа! И любовь к ближнему, ахават-Исраэль, это значит делать все, чтобы сердце другого человека билось ровно и радостно.
Кстати: в этом году исполняется ровно две тысячи лет со дня рождения рабби Акивы – учителя, который всю жизнь говорил людям, что ахават-Исраэль есть важнейший принцип Торы. И это должно послужить сигналом для каждого из нас. Даже если еврей со всеми хорош, всех уважает, но с одним-единственным евреем у него, что называется, «химия не работает» – он должен сделать все возможное, чтобы именно с этим человеком наладить отношения, именно его полюбить, как велит заповедь любви к ближнему!
Не следует забывать и о том, на что указывает само название нашего праздника: Лаг-баомер, 33-й день омера, то есть времени от Песах до Шавуот. 32 дня потребовалось ученикам рабби Акивы, чтобы начать следовать за своим сердцем, составляющим по гиматрии 32 – и назавтра эпидемия кончилась!
Нас же название праздника призывает использовать оставшиеся дни омера еще и для того, чтобы как следует подготовиться к получению Торы. А это значит – исправить возможные недостатки, подняться на более высокий уровень духовности, и в первую очередь – на более высокий уровень ахават-Исраэль. И тогда, вне всякого сомнения, мы сможем отметить этот праздник со всей радостью, как призывал Шимон Бар-Йохай.