В обращении раввина говорится:
«Дорогие друзья!
Сегодня мы отмечаем Лаг ба-Омер – праздник единства, один из самых веселых наших праздников. Он связан с двумя историческими датами – окончанием эпидемии, которая случилась во времена рабби Акивы, и уходом из этого мира другого выдающегося законоучителя, Шимона бар-Йохая – автора книги «Зоар» и основоположника Кабалы.
На первый взгляд, причина для веселья выглядит несколько странно. Ну, допустим, окончание эпидемии это повод облегченно вздохнуть – пусть случилась трагедия, но она хотя бы осталась в прошлом. Но смерть великого раввина, знатока Торы – какая тут радость? Что тут праздновать?
Да и само учение Шимона бар-Йохая несет в себе немало загадок. Например, в Талмуде мы читаем его слова, что он может освободить любого человека от Б-жьего суда и наказания. Как это понимать? Если Б-г видит грех, заслуживающий наказания – как человек может отменить приговор небес?!
На самом деле, у многих людей нет четкого понимания, что такое Кабала и в чем суть учения Шимона бар-Йохая. Мы все стараемся учить Тору, раскрывать для себя смыслы каждого положения этой величайшей книги всех времен. Но в каждом тексте Торы есть явные смыслы и есть смыслы тайные, сокрытые от нас. Именно нахождению этих тайных смыслов посвящена Кабала. Задача человека – раскрыть сущность каждого предмета, каждого творения Б-жьего, в том числе, разумеется, сущность тайную, невидную нашим глазам. Раскрыть – и по максимуму реализовать позитив, заключенный в этой сущности.
Именно в этом смысл слов раввина бар-Йохая об «освобождении от суда и наказания». Его взгляд, вооруженный учением Кабалы, проникал в самые глубины человеческой души, и находил там позитив – ведь душа это дар Б-жий, она по природе своей ориентирована на добро. Другое дело, что человек, будь то по незнанию или повинуясь внешним обстоятельствам, порой действует вопреки своей душе! И наша задача – вернуть человека к истинным велениям его души, убедить использовать свой позитивный потенциал. Тогда, естественно, не будет речи ни о суде, ни, тем более, о наказании.
Что же касается годовщины смерти праведника – сам рабби Шимон просил, чтобы в день его ухода из этого мира люди веселились и праздновали. Смерть тела, учил он, это возвращение души к Б-гу, повод для радости, а не для печали. Поэтому с того времени и вплоть до нашего времени десятки тысяч евреев со всего мира приезжают в день Лаг ба-Омер в Мерон, место упокоения учителя, разжигают праздничные костры и танцуют. Они веселы, потому что понимают, что радость этой жизни зависит в первую очередь от нас самих, от нашей способности раскрыть позитив в каждом человеке, в каждой ситуации.
Конечно, не у всех сегодня есть возможность понимать и изучать Кабалу. Но хасидизм реально готовит нас к тому, чтобы ощутить тайны Торы, чтобы сделать их неотъемлемой частью нашего мироощущения. И так мы приближаемся к тому учению, которое подарил нам р. Шимон бар-Йохай и которое украшает нашу жизнь, делает ее еще богаче!».
Справка. История праздника Лаг ба Омер
Лаг ба Омер (дословно – 33-й день омера) отмечается на 33-ий день омера (18 день месяца ияра по еврейскому календарю), семинедельного периода между праздниками Песах и Шавуот. Это единственный день на протяжении омера, когда отменяются запреты бракосочетания, стрижки и бритья, ношения новой одежды.
По преданию, в этот день прекратилась страшная эпидемия, унесшая многих учеников рабби Акивы, одного из выдающихся законоучителей, жившего на рубеже I – II веков. С XVI в. эта дата считается также годовщиной смерти его ученика – рабби Шимона Бар-Йохая, автора основной книги Кабалы – трактата «Зоар». Этот день отмечается массовым паломничеством к предполагаемым могилам рабби Шимона Бар-Йохая и его сына у горы Мерон неподалеку от Цфата.
В память о восстании против римлян в Иудее в 132–135 гг. под предводительством Бар-Кохбы, в котором, видимо, участвовали ученики рабби Акивы, в Лаг-Баомер существует традиция детских игр с луком и стрелами на открытом воздухе.
Читайте также