В преддверии праздника Песах, который в этом году начинается вечером 10 апреля, главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:
«Дорогие друзья!
От всего сердца поздравляю вас с одним из главных праздников еврейства – с Песах, временем избавления нашего народа от рабства и обретения свободы.
Символом этого праздника традиционно считается маца: Тора так его и называет – «хаг а-мацот», «праздник мацы». Часто люди спрашивают, почему именно маца стала символом Песах? Ведь это праздник свободы, праздник радости и великой победы! А мацу называют «хлебом бедности», наши предки готовили ее, выходя из Египта, просто потому, что больше у них ничего не было.
Чтобы понять ответ, лучше всего обратиться к Торе. Песах – единственный праздник, где Тора сообщает нам о событиях с точностью до часа и даже до минуты: исход из Египта случился «ровно в полдень». Понятно, что в Святых книгах ничего не говорится просто так: эта подробность имеет огромное значение. Если бы, не дай Б-г, евреи остались в Египте еще хотя бы час-другой – они вообще не вышли бы оттуда! За долгие годы рабства народ утратил традицию, утратил свой национальный дух – задержись он еще хоть немного с исходом, некого было бы освобождать! Откладывание – это неволя, а избавление это исход из Египта «здесь и сейчас».
Именно такой исход «здесь и сейчас» символизирует маца. Б-г сказал: «Идите!» – и весь народ в тот же момент снялся с места, даже не дождался, пока тесто подойдет! Люди не знали, что будет с ними завтра, они просто положились на Б-га. Это совершенно особый подход: ведь когда человек специально готовится к важному шагу – он считает, что результат зависит от него самого; а если делает этот шаг без подготовки – значит, он верит, что результат зависит от Б-га, что Б-г обязательно поможет. Недаром в книге «Зохар» маца называется «хлебом веры»: только через веру, через полное доверие Б-гу человек обретает свободу.
В ХХ веке российское еврейство оказалось примерно в такой же ситуации, как наши предки в Египте. Четыре поколения жили без Торы и заповедей, без синагог и еврейских школ. Все эти годы маца оставалась едва ли единственным символом еврейской жизни в национальной памяти: даже люди, полностью оторванные в детстве от еврейства, вспоминают, как бабушка, тайно от соседей, пекла мацу в духовке, и как эта маца потом хрустела. По сути, вся семья сохраняла связь с верой через мацу!
И вот, как только появились первые признаки «оттепели» в отношении властей к евреям – мы провели «Операцию маца»: незадолго до Песах разместили объявления, что есть возможность купить мацу на праздник. Отклик был такой, какого не ожидали даже самые заядлые оптимисты: тысячи человек пришли в общину! Тысячи человек маца вернула к еврейству, тысячи человек она вывела на свободу!
Уверен, что и сегодня, когда нас уже давно никто не угнетает, когда наша вера пользуемся уважением в России, маца на Песах тоже помогает нам стать по-настоящему свободными. Сидя за столом седера, вкушая мацу – «хлеб свободы» – мы вспоминаем о том, что нам заповедано «в каждом поколении чувствовать себя так, словно это мы вышли из Египта». Рамбам подчеркивает, что человек должен еще и вести себя так, словно он вышел из Египта и стал свободным человеком. А что значит «вести себя как свободный человек»? Это значит – реально освободиться от «внутреннего Египта», от тех ограничений, которые могут помешать нашей свободе даже в самом демократическом обществе! Освободиться от страхов, от вредных привычек, от давления пропаганды и соблазнов рекламы… Причем освободиться «здесь и сейчас» – сразу, не откладывая на завтра! А такое освобождение возможно только через веру, через глубокую внутреннюю убежденность в том, что Б-г желает нам блага.
И когда мы все таким образом обретем подлинную свободу – нет сомнения, что Б-г дарует нам то, чего мы с таким нетерпением ждем: окончательное избавление с приходом Машиаха».
История праздника
Песах – восьмидневный праздник весны и свободы начинается накануне 15 дня месяца Нисана по еврейскому лунному календарю. Он посвящается одному из главных событий библейской истории – Исходу из Египта и освобождению от 400-летнего рабства, рождению еврейского народа, как нации.
Слово Песах означает «прохождение мимо». Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет.
Точную дату Исхода и имя фараона, которого пророк Моисей заставил отпустить евреев, определить очень трудно, поскольку библейское повествование является единственным источником, рассказывающим об этом событии. Большинство ученых считают, что это произошло около 1200 года до н.э.
До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом. Во время пасхальной недели хамец в пищу не употребляется. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду; посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Часто в семье хранится особая посуда для Песаха.
Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза – седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб – маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень – марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Вся еда раскладывается на кеаре – особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеару кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа – прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца – крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас – кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который в канун Песаха должен вернутся на землю.
Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году – в Иерусалиме!».