Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Рафаэль Клейнер: Мандельштам и Бродский

Главная / Рафаэль Клейнер: Мандельштам и Бродский
search
raf.jpg

Как-то в одном из интервью Рафаэль Клейнер сказал о себе и о мелодекламации: «Я ведь работаю сталкером, провожаю людей в мир поэзии. Это не игра, не роль, а мое настоящее состояние, понимаете? Может быть, я всегда был слишком серьезен, чтобы играть. Чтение – это ведь публичное объяснение в любви автору, зрителям. // Безумная затея нами движет, // Чтоб каждую строку прожить собой, // И самому еще при этом выжить».Вчерашний вечер в «Амфитеатре», на котором Народный артист России Рафаэль Клейнер читал стихи Мандельштама и Бродского, был просто ВЕЛИКОЛЕПЕН! Поэтические строки, звучащие со сцены – это всегда сильнее и эмоциональнее, чем самостоятельное прочтение стихов про себя. Настоящий мастер художественного чтения расставляет смысловые, эмоциональные и ритмические акценты так, что, казалось бы, хорошо вам знакомое стихотворение приобретает новые, яркие грани. Знаете, бриллиант всегда блистателен. Но если камень дополнительно протереть и почистить, он слепит глаза своими разноцветными бликами на гранях. Вот так и искусство Рафаэля Клейнера добавляет поэтическим бриллиантам Мандельштама и Бродского, которые совершенны сами по себе, блики на гранях поэтических строф.Отрывок из книги Валентина Катаева «Трава забвения».- Однажды в магазине, собираясь в гости к знакомым, Маяковский покупал вино, закуски и сласти. Надо было знать манеру Маяковского покупать! Можно было подумать, что он совсем не знает дробей, а только самую начальную арифметику, да и то всего лишь два действия — сложение и умножение.Приказчик в кожаных лакированных нарукавниках — как до революции у Чичкина — с почтительным смятением грузил в большой лубяной короб все то, что диктовал Маяковский, изредка останавливаясь, чтобы посоветоваться со мной.— Так-с. Ну, чего еще возьмем, Катаич? Напрягите все свое воображение. Копченой колбасы? Правильно. Заверните, почтеннейший, еще два кило копченой «Московской». Затем: шесть бутылок «Абрау-Дюрсо», кило икры, две коробки шоколадного набора, восемь плиток «Золотого ярлыка», два кило осетрового балыка, четыре или даже лучше пять батонов, швейцарского сыра одним большим куском, затем сардинок…Именно в этот момент в магазин вошел Осип Мандельштам — маленький, но в очень большой шубе с чужого плеча, до пят, — и с ним его жена Надюша с хозяйственной сумкой. Они быстро купили бутылку «Кабернэ» и четыреста граммов сочной ветчины высшего сорта.Маяковский и Мандельштам одновременно увидели друг друга и молча поздоровались. Некоторое время они смотрели друг на друга: Маяковский ядовито сверху вниз, а Мандельштам заносчиво снизу вверх, — и я понимал, что Маяковскому хочется как-нибудь получше сострить, а Мандельштаму в ответ отбрить Маяковского так, чтобы он своих не узнал.Я изучал задранное лицо Мандельштама и понял, что его явное сходство с верблюдиком все же не дает настоящего представления о его характере и художественно является слишком элементарным. Лучше всего изобразил себя сам Мандельштам:«Куда как страшно нам с тобой, товарищ большеротый мой! Ох, как крошится наш табак, щелкунчик, дружок, дурак! А мог бы жизнь просвистать скворцом, заесть ореховым пирогом… Да, видно, нельзя никак…»Он сам был в этот миг деревянным щелкунчиком с большим закрытым ртом, готовым раскрыться как бы на шарнирах и раздавить Маяковского, как орех.Сухо обменявшись рукопожатием, они молчаливо разошлись. Маяковский довольно долго еще смотрел вслед гордо удалявшемуся Мандельштаму, но вдруг, метнув в мою сторону как-то особенно сверкнувший взгляд, протянул руку, как на эстраде, и голосом, полным восхищения, даже гордости, произнес на весь магазин из Мандельштама:— «Россия, Лета, Лорелея».А затем повернулся ко мне, как бы желая сказать: «А? Каковы стихи? Гениально!»Это была концовка мандельштамовского «Декабриста»:«Все перепуталось, и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лорелея».Гениальный «щелкунчик», кричавший в стихах о человеке, как о самой важной ценности мироздания, был услышан властью и уничтожен. Ибо власть считала, что человек не главная ценность, а всего лишь винтик в механизме, обеспечивающем ее существование вечно.Клейнер так и читал Мандельштама – на разрыв аорты. Стихи слились в единый непрерывный монолог, обращенный к зрительному залу. Артист обрушил на зрителей лавину страсти и горечи поэта. Я раньше, честно признаюсь, не замечала в стихах Мандельштама его сокрушительную искренность. Я цеплялась за поэтические особенности, за интересные рифмы, за частности. Спасибо Рафаэлю, я услышала настоящего Мандельштама.Вторая часть вечера – поэзия Бродского. Я не могу назвать Бродского человеколюбивым поэтом. Нет. Он философ, он исследователь такого вида как homo sapiens. Он мудр и снисходителен. Бродский считает, что человек интересен, но не всегда достоин этого интереса. Поэзия Бродского в исполнении Рафаэля звучала мощно, неторопливо, с минимумом эмоций. Не было утеряно ни единого слова, каждая мысль впечатывалась в сознание слушателей.Два столь разных поэта как бы ожили в лице одного артиста – Рафаэля Клейнера. Зрители бурно аплодировали искусству актера, не хотели отпускать со сцены. На «бис» Клейнер прочел несколько стихотворений по заказу зрителей: Слуцкий, Самойлов, Твардовский, Казакова. Маленькое, но очень важное дополнение. Рафаэль выступал без микрофона, но самые тихие нюансы были слышны каждому. Это старая актерская школа. Сейчас так уже не могут.L

Оставить комментарий

Медиа

Наш Григорий КАНТОР. Памяти нашего коллеги...

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11