Хорошего друга можно критиковать, особенно если он понимает, что это конструктивная критика. Но тем не менее я ждал подходящего момента. Мой друг здоров, женат, хорошие дети, хорошая работа, но всё же с его лица не сходит выражение печали и неудовлетворённости, и порою он испускает тяжёлый вздох. У каждого человека есть свой мешок проблем, однако я хорошо знал жизнь моего друга. И мне было обидно, что он печален и недоволен жизнью, когда реальных причин для этого нет, и что он не ценит то хорошее, что у него есть. Я захотел открыть ему глаза…
«Ты прав, но у меня просто нет настроения. Я с самого утра в депрессии и вообще не способен радоваться», – ответил друг. «А у меня есть идея», – сказал я. Сняв с полки книгу Дварим, я открыл её на нашей недельной главе «Ки таво» и показал ему Раши к стиху Дварим, 26:14. Там человек, принесший первинки в Храм, отчитывается Всевышнему: «Я сделал всё, что Ты заповедал мне». Раши поясняет: «Я радовался сам и радовал других».
«Вот», – показал я ему. «Чтобы радоваться, нужно радовать других. Только тогда придёт настоящая радость». И я вспомнил слова другого своего знакомого, говорившего мне:
«Знаешь, Шия, зарплата, которую я получаю как сотрудник благотворительного центра, не очень велика. Но я знаю, что деньги, которые у меня в руке – это только часть моего ежемесячного дохода. Другая часть – это радость от того, что каждый день я вспоминаю, скольким людям мне удалось помочь сегодня. Этот «доход» никакими деньгами не измерить».
А как сохранить эту радость, это чувство удовлетворения, и не дать ему раствориться в привычке? Об этом тоже говорит Раши. Слова «Сегодня Г-сподь, Б-г твой заповедует тебе» он поясняет: «Пусть каждый день они будут как сегодняшние, как новые для тебя». Но ведь каждый новый день начинается так же, как предыдущий. Как можно ощущать его как новый и радоваться ему заново?
Ребе объясняет, что слово «сегодня» подразумевает полные сутки, день и ночь, солнечное и лунное время. Солнечный свет никогда не изменяется; в отличие от него, лунный свет переменчив. У Солнца есть достоинство постоянства, у Луны – достоинство обновления. Слово «сегодня» соединяет оба этих достоинства. Таким образом, наша деятельность должна быть постоянной, как Солнце, но при этом обновляться, как Луна. И когда мы помогаем другим, когда мы радуем других, мы должны делать это регулярно, постоянно – но каждый раз как будто впервые. Тогда в нашу жизнь войдёт истинная радость.
А между стихом, который Раши объясняет как «я радовался и радовал других», и тем, который Раши объясняет как «пусть эти слова будут каждый день как новые» – находится фраза, произносимая человеком, приносящим первые плоды. Этот человек обращается ко Всевышнему и просит: «Воззри из своей святой обители, с небес… и благослови Твой народ Израиль».
Слово «воззри» (глагол «ѓишкиф» на иврите) встречается в Торе ещё несколько раз, но всегда с отрицательной коннотацией. И только в этом месте его коннотация положительная. Почему же? Раши в другом месте говорит: «Потому что в этом контексте говорится о дарах беднякам, о том, чтобы «радовать других». Сила этой заповеди превращает негативное в позитивное».
Я пишу эти слова из Нью-Йорка. Сюда я прибыл ради участия в радостном торжестве: мой сын Менделе начинает накладывать тфилин перед бар-мицвой, которая будет через два месяца. Как и мои старшие сыновья, он начинает накладывать тфилин у Ребе, в этом святом месте, с надеждой и молитвой о том, чтобы каждый день эта заповедь была для него как новая.
В оѓеле Ребе я молился о вас и обо всех ваших родственниках с пожеланием доброго приговора на добрый и сладкий год.
А в воскресенье я буду на свадьбе моего друга, Фимы Ройтмана. Перед каждым праздником он выполняет сказанное «и радовал других»: он оплачивает раздачу продуктовых наборов для нуждающихся, которую осуществляет благотворительный центр «Шаарей цедек».
Радость этих дней, радость времени, когда «царь в поле» и мы чувствуем особую близость к Всевышнему – пусть она продлится весь год!
Гут шабес, шана това
Шия