Доминирующая тема праздника Песах выражена в словах: “Когда спросит тебя в будущем сын твой…” Действительно, в основе всей Пасхальной Агады лежит заповедь Торы: “Ты скажешь сыну своему”. Само слово “агада” означает сказание, или повествование. Во время седера мы читаем в Агаде, что “Тора говорит о четырех сыновьях: умном, злодее, простаке и не умеющем даже задать вопрос”. Далее Агада перечисляет вопросы этих сыновей и те ответы, которые нам следует дать каждому.
Умный сын осведомляется о том, каковы особые заповеди Песаха, – ему нужно подробно рассказать о всех законах и обрядах этого праздника. Злодей спрашивает: “Что означает эта служба у вас?” Говоря “у вас”, он тем самым исключает себя из еврейского общества. Ему следует ответить резко. Простак спрашивает: “Что это?” Ответом ему должно стать повествование об Исходе из Египта. Что же касается сына, который даже и спросить не умеет, то разговор с ним следует начать так, как повелевает Тора: “И скажи сыну своему в тот день так: “Это ради того, что сделал со мною Господь при выходе моем из Египта””.
Хотя четыре сына отличаются друг от друга своим поведением во время седера, их объединяет то, что все они присутствуют на нем. Даже злодей здесь, и он проявляет активный, хотя и мятежный интерес к тому, что происходит в окружающей его еврейской жизни. И это, в конечном счете, вселяет надежду на то, что наступит день, когда и он станет умным сыном, и все еврейские дети, принимающие участие в седере, станут добросовестными и благочестивыми евреями.
К несчастью, в наше время смятения и духовной несостоятельности существует еще одна разновидность еврейского ребенка – так называемый “пятый сын”, вовсе отсутствующий на седере, не проявляющий никакого интереса ни к Торе и заповедям, ни к еврейским законам и обрядам, не имеющий представления ни о “Седер шель Песах” (пасхальном ритуале), ни об исходе из Египта и последовавшем за ним Синайском откровении. Это вызов, который должен привлечь к себе наше внимание задолго до праздника Песах и пасхального седера, потому что ни один сын еврейского народа не должен оказаться покинутым.
Одна из животрепещущих задач современности – напрячь все наши усилия, чтобы пробудить в молодом поколении (и в тех, кто несмотря на возраст так и не дорос до глубокого понимания) более полное осознание ценностей еврейской веры, пробудить полноту подлинного идишкайта (еврейства) в противоположность искаженному соглашательскому выхолощенному “иудаизму”, под какой бы этикеткой он ни преподносился. Вместе с таким осознанием придет понимание того, что только лишь истинное еврейство может гарантировать существование личности каждого еврея – независимо от времени, места и обстоятельств.