В современном мире порой достаточно сложно держаться одного курса, если нет самого главного – веры и достойного примера перед глазами. О воспитании детей, миссии еврейской жены, равновесии религиозного и светского, мы поговорили с Анной Зусьман.
Еврейство, уходящее корнями в глубокое прошлое
Я родилась в Москве и училась и в обычной, и в еврейской школах, затем окончила РНИМУ им. Н.И. Пирогова, после чего для себя выбрала направление «неврология» и получила научную степень.
Я происхожу из очень религиозной праведной семьи, которая после Великой Отечественной войны и периода Холокоста перестала соблюдать традиции. Дедушка и бабушка по отцовской линии были соблюдающими, потомки Ребе Нахмана из Брацлава. Семья моих родителей чтила основные законы, но никогда не была полностью религиозна. Мама всегда поддерживала папу во всех его делах, в том числе в отношении религии. Мы ходили в синагогу на основные религиозные праздники – Йом-Кипур, Рош а-Шана, Песах. Сейчас совсем другая ситуация – мы с мужем соблюдаем все традиции еврейского народа, законы и правила иудаизма, предписанные Торой. Мы пришли с ним к этому вместе маленькими шагами. Как известно, дорогу осилит идущий и еще многое впереди, но это очень важно, это то, что мы с ним уже сделали.
Вакцина против «заражения» западными ценностями
Для ребенка все действия родителей должны быть примером. Всегда найдется фантик или обертка ярче, чем у тебя. Это может вызывать интерес или в какой-то степени зависть, но когда ребенок растет, он смотрит, как поступают его родители, какими ценностями они живут. От ребенка можно требовать и ожидать только то, что ему его мама и папа сами демонстрировали на собственном примере, иначе у чада возникает вполне логичный вопрос «почему я должен, а они нет». Как говорится, сколько раз не повторяй слово «халва» – во рту слаще не станет. Я стараюсь руководствоваться этим. И я думаю, что для воспитания и личного примера дела и поступки иногда важнее слов.
Мой отец – для меня пример того, как надо жить, добиваться своей цели. Это очень показательно, когда мальчик из провинции, не имея даже сменной обуви и одежды, сам поступил в институт, получил ученую степень, приобрел квартиру, женился и воспитал детей. Глядя на отца мы видим, как нужно ценить и любить свою семью и близких, потому что сам он всегда с уважением относится к своим родственникам.
В воспитании детей мы с мужем стремимся, чтобы ребенок знал, чтил, соблюдал и помнил традиции нашего народа. Так важно, чтобы, дай Б-г, наши внуки и правнуки также были евреями. Сейчас наша дочь ходит в еврейские ясли, затем планируем отдать ее в еврейскую школу.
Путь, ведущий к совершенству
Брак в иудаизме происходит тогда, когда два человека, которые были половинками, становятся единым целым и образовывают семью. Когда происходит зачатие ребенка, то в этом участвуют всегда трое – папа, мама и Вс-вышний. Точно так же во время традиционного обряда под хупой Вс-вышний освещает этот союз, союз мужчины и женщины, своим Б-жественным присутствием. Хупа – традиционный обряд бракосочетания у иудеев – создание единого целостного организма, где душа с душой, а плоть с плотью. Мы с мужем долго принимали решение о вступлении в Б-жественный союз, мы хотели прийти к этому сами. Сейчас в современном мире каждый решает сам для себя. Многие делают сначала хупу, а затем регистрацию, или одновременно в один и тот же день.
Миссия еврейской жены заключается в поддержании уюта, благочестивых мыслей и мира между домочадцами. В первую очередь, жена заботится о благополучии своего мужа, стремится угодить ему, поддержать, выслушать и похвалить, чтобы между супругами был мир, уважение и любовь. Забота о детях также прерогатива женщины, в большинстве случаев. Я видела на примере своих родителей, как красиво мама ухаживала за папой, вкусно кормила и готовила его любимые блюда, всегда с уважением отзывалась о нем, заботилась и поддерживала в делах. Всегда находила ободряющие слова и для нас с сестрой. И это имело потрясающий отклик в его глазах, словах, поступках и мыслях. Пример родителей стал для меня примером на всю жизнь – как мужчина и женщина становятся единым целым. Еврейская женщина соблюдает и выполняет различные заповеди, такие как: зажигает праздничные или шабатние свечи, печет халы к шабату. Что может быть приятнее и уютнее для ощущения дома и семейной душевности, когда ты приходишь домой, а там вкусно пахнет хлебом, который испекла любимая мама и жена?
Баланс между светской жизнью и религией
Человек не может делиться: тут я – соблюдающий, а тут – светский. Когда сегодня ты себя так ведешь, а завтра по-другому – это довольно лицемерно. Ты – это твое мироощущение и неделимая натура. Лучше, когда традиции и твоя жизнь – это одно целое. Сейчас в нашей с мужем жизни есть путь, по которому мы идем и который мы для себя приняли, это – соблюдение, чтение и выполнение заповедей. Это то, что мы чувствуем, думаем, в чем стараемся совершенствоваться. Наша светская жизнь теперь подчиняется нашим потребностям, которые возникают, исходя из соблюдения законов, данных нам на горе Синай.
Каждый иудей берет на себя тот уровень соблюдения, который он может осилить. Дальше, чтобы прийти к чему-то глубокому и взять на себя дополнительные моменты соблюдения, для этого нужно учиться, в том числе, изучая еврейскую культуру, которая полна исторических примеров, притч и рассказов, применимых практически в любой сфере жизни. Например, цитата Ребе Нахмана из Брацлава «Полагайся только на Б-га. Это – истинная простота. Все остальное лишь запутывает.» (Ликутей эйцот, Извлечение), «Все в мире – все, что существует, и все, что происходит, – это испытание, предназначение которого – дать тебе свободу выбора. Выбирай с умом.» (Сихот Аран, 300), «Ты находишься там, где пребывают твои мысли. Позаботься, чтобы твои мысли пребывали там, где ты хочешь быть.» (Ликутей Моаран, ч. 1,21).
Жизнь еврея за пределами Израиля
В Израиле создано все для того, чтобы еврей был евреем. В других странах приходится прикладывать много усилий, если хочешь соблюдать традиции: начиная от покупки еды и поиска жилья рядом с синагогой, куда ходить, до многих других сопутствующих деталей. Тем не менее, в США есть места, где для евреев сделано все так же, как в Израиле: в Нью-Йорке это, например, квартал Краун-Хайтс, Боро-Парк, а также в Лос-Анджелесе и некоторых других крупных городах распространены общины, синагоги, рестораны, кафе, больницы и госпитали для евреев. Законодательно закреплена возможность соблюдать еврейские праздники, т.е. не работать в праздничные дни. В России, например, приходится «выкручиваться», придумывая причины или беря отгулы и отпуска на время праздников.
В свое время я ездила в Америку по программе для девушек от МЕОЦ, в которую входило посещение основных мест – синагоги 770 и «Оэля», и они стали важными для меня. Приезжая в Нью-Йорк, я стараюсь как можно скорее их посетить. Дом, где жил Любавичский Ребе – Рабби Менахем-Мендел Шнеерсон, синагога, где он служил и принимал паломников, и куда до сих пор приходят миллионы людей с просьбами и молитвами, делают хупу и устраивают праздники – этот дом расположен в квартале Краун-Хайтс. После того, как Ребе не стало, его душа возвысилась на небеса, а тело осталось захоронено на «Оэль», где образовалось место паломничества, это намоленное место, откуда провожают в последний путь и куда приезжают евреи со всего мира. На «Оэль» можно прислать факс, письмо или сообщение по электронной почте с любого уголка мира – его принесут и помолятся. Такие просьбы отправляются всеми, кто верит в силу Вс-вышнего и молитвы, и, кстати, не только евреями.
В настоящее время в Москве, слава Б-гу, происходит еврейская жизнь, много общин и синагог, кошерных магазинов, кафе, образовательных учреждений, строят новые миквы. Мы часто бываем в МЕОЦ, в синагоге на Бронной. Ее главный раввин – Ицхак Коган знает нашу семью уже очень много лет, также как и раввин синагоги в Отрадном Довид Карпов. А нашу любимую с мужем общину – Дор Ревии – возглавляет очень знающий раввин Гедалья Шестак.
Израиль – мой второй дом
В Израиль я стараюсь ездить как можно чаще – навещать семью. Раньше, если у меня было немного свободного времени или перерыв в работе на семь-десять дней, я всегда покупала билет и летела в Израиль. Там все свое и родное. Мое самое любимое место – Стена плача.
Когда хорошо снаружи – хорошо внутри
Мой девиз по жизни – поговорка Ребе Нахмана из Брацлава, которая гласит, что нужно обязательно всегда улыбаться, как бы не было сложно и тяжело, улыбнись – и тебе улыбнутся в ответ. Сделаешь снаружи хорошо – внутри станет хорошо, и все наладится. Это то, к чему надо стремиться.
Автор: Анастасия Бойко