Рав Берл Лазар
Когда спрашиваешь людей, какой еврейский праздник им нравится больше всего, называют, как правило, Хануку. Чем это объяснить? Казалось бы, Ханука празднуется не так торжественно, как, например, Пейсах; праздничные трапезы в Хануку менее роскошны, чем, скажем, в Пурим; синагогальные службы в Хануку не столь трепетны, как в Рош а-Шона и Йом Кипур. В чем же дело? Чем так привлекательна Ханука, что ее евреи выделяют среди других своих праздников?
Особенностью Хануки является празднование ее практически единственным традиционным ритуалом — зажиганием свечей. Оставив в стороне философские рассуждения о порядке проведения ритуала, о количестве зажигаемых свечей, вдумаемся в сам факт ритуала, в его глобальное значение.
Многие из нас, пожалуй, большинство из нас, не удовлетворены своей жизнью. Нам чего-то не хватает: богатым — смысла жизни, бедным — денег, больным — здоровья, здоровым — эфемерного счастья. Чужие беды представляются нам незначительными, мелкими, а собственные преувеличиваются иногда настолько, что выходом из них кажется самоубийство.
Однако давайте посмотрим на происходящее в мире объективно, и мы придем к выводу, что он не так уж плох. Ежедневно в нем совершаются тысячи добрых дел, люди неудержимо стремятся к справедливости, все больше стран поворачиваются к идеалам демократии, а главное, каждую минуту в мир приходят новые люди, рождаются дети. Шагнувшая далеко вперед медицина вселяет надежду, что эти “новые люди” будут жить дольше, чем их родители.
Конечно, в мире пребывает и зло. Дети не только рождаются, но и умирают от голода, холода, отсутствия нормального жилья. И это очень печально, с этим надо бороться всеми средствами, и с этим ведется борьба. Несомненно, что цивилизация все больше улучшает мир. Так что не все безнадежно.
Тем не менее многие склонны видеть все в мрачном свете. Даже не на общемировом уровне, а на личном, общаясь со своими близкими, знакомыми и незнакомыми людьми, они предпочитают видеть недостатки и не замечать их достоинства, с пессимизмом смотрят на мир и на жизнь.
Хотелось бы сослаться на то, что для борьбы со злом надо прежде всего идентифицировать его, указать на него. Как известно, лечение может быть успешным, если правильно поставлен диагноз. Однако пессимисты настаивают на том, что ничего изменить нельзя: голодные останутся голодными, больные — больными, сытые так и не будут разуметь голодных, и, в общем, мир катится в пропасть.
Что же может изменить наше настроение? Если полагать, что глобальные изменения вокруг, то вряд ли мы скоро добьемся цели. Мир сам по себе не станет совершенно другим, неизмеримо лучше. Даже скорый приход Мошиаха, в который мы свято верим, как утверждает Рамбам, не перевернет его. Не стоит ожидать, что природа мира вдруг кардинально преобразуется. Стало быть, нашей участью навсегда останутся чувство горечи и потребность бесконечно ворчать при виде неотвратимого зла, победно шествующего по планете?
Отнюдь нет. Вокруг достаточно поводов для радости, а чтобы рассеять тьму, окружающую нас, достаточно зажечь свечу. Даже это ничтожное количество света позволит нам увидеть мир, созданный Творцом, прекрасным, увидеть, что все в нем изначально хорошо.
В этом секрет Хануки, праздника света. Тысячи евреев во всем мире зажгут в эти дни ханукальные свечи. И весь мир станет намного светлее, при этом мы и сами просветлеем. Мы убедимся, что свет вокруг нас не менее важен, чем мнимое благополучие всего человечества.