“Читающий Свиток Эстер не по порядку (буквально “лемафреа” – “задним числом”) – заповеди не исполняет”. Так говорят наши мудрецы. А вот как объясняет нам их высказывание основатель хасидизма – рабби Исроэль Баал Шем Тов: тот, кто читает этот текст “задним числом”, то есть относится к изложенному, лишь как к историческому прошлому, не исполняет заповеди! Ведь чудо Пурима также происходит ежегодно, в тот же день, что и две тысячи лет назад, когда оно впервые произошло.
Актуален каждый стих Мегилат Эстер, в том числе и тот, который говорит о названии праздника: “Потому и назвали эти дни Пурим, от слова “пур” – [жребий]”. (9:26). Само слово “пур” персидского происхождения. Мегила приводит также его перевод на древнееврейский язык: “гораль”. Но для чего такие усложнения? Почему бы не назвать праздник, например, “Горалот”, чтобы звучало по-еврейски?
ПРОТИВОРЕЧИЕ ПРАЗДНИКОВ
Обратим внимание ещё на одну любопытную особенность: все праздники, как упомянутые в Торе, так и те, которые были установлены мудрецами, в основе своей посвящены Освобождению. Судите сами: Пейсах, Шавуот и Сукот связаны с Исходом из Египта; Ханука – с освобождением из-под греко-сирийского владычества и последующим освящением Храма; Пурим – с чудесным избавлением от заговора наших врагов – антисемитов.
Даже сами их названия говорят об Освобождении. Пейсах происходит от слова “пасах” (“миновал”, “прошел мимо”), намекая на то, что во время десятой Казни карающий ангел прошел мимо дверей еврейских домов и поразил лишь дома египтян. Шавуот переводится, как “недели” – семь недель, прошедших от выхода из Египта до дарования Торы. Сукот означает “шалаши” и намекает на облака Б-жественной Славы, которые, подобно шалашу, окружили еврейский народ в пустыне сразу после Исхода. Ханука происходит от слова “леханех” (“освящать”), напоминая нам об освящении Храма в Иерушалаиме после победы евреев над язычниками.
И лишь Пурим назван не в память об избавлении от опасности, а в память о самой опасности!..
Нельзя не отметить и еще одной особенности Свитка Эстер: это единственная книга Танаха (Письменной Торы), в которой ни разу не упомянуто имя Всевышнего. Этот факт выглядит довольно странно и наводит на мысль о величайшем сокрытии Б-жественности. Ведь у каждого еврея, даже если он говорит о будничных вещах, должно всегда быть “имя Б-га на устах”. Существует даже такой еврейский обычай: начинать любое письмо словами “С Б-жьей помощью”, “С помощью Небес” и т.п. Так почему же целая книга Торы ни разу не упоминает имени Всевышнего?
ПРАЗДНИК ПРОТИВОРЕЧИЙ
Начнем с того, что праздник Пурим полон “противоречий”. Возьмем, хотя бы, главную заповедь праздника – чтение Мегилат Эстер.
С одной стороны, само же слово “мегила” (“свиток”) происходит от слова “мегале” (“раскрывать”). Но в то же время, имя Эстер – однокоренное со словом “сокрытие”. Налицо – явное единство противоположностей (“раскрывать сокрытое”)! То же можно сказать и о празднике Пурим, вернее, о его названии. С одной стороны, название явно говорит об опасности уничтожения, которой подвергся в те дни еврейский народ. С другой стороны, сам праздник по степени торжества и веселья превосходит все остальные!
Для того чтобы распутать этот узел противоречий, даже не нужно уметь читать между строк – строк Свитка вполне достаточно.
ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ
Известно, что Мордехай занимал довольно высокий пост при дворе императора. Кроме того, он в свое время спас монарху жизнь. Эстер же вообще была царицей: “И понравилась она царю, и снискала она его расположение” (2:9). Поэтому евреи, узнав о жестоком указе Амана, должны были в первую очередь использовать имевшуюся протекцию.
Но что же мы видим? Вместо этого Мордехай погружается в траур: надрывает свои одежды, облачается в мешковину, посыпает голову пеплом. Стоя на городской площади, он умоляет Всевышнего простить Свой народ, а всех евреев призывает к раскаянью. И лишь после всего этого просит Эстер поговорить с царём Ахашверошем. А что же делает Эстер? В первую очередь, она велит Мордехаю собрать евреев для трехдневного поста и покаянной молитвы. И, кроме этого, Эстер решает поститься сама.
Казалось бы, логики здесь нет абсолютно никакой. Мало того что Эстер намеревалась подойти к королю без особого на то разрешения – она еще и добровольно усугубила свое положение. Три дня поста не могли не отразиться на ее внешности, а такая “красота” вряд ли бы нашла благоволение в глазах императора.
ЕВРЕИ “НА ПОСТУ”
Объяснить подобное поведение Мордехая и Эстер можно лишь единственным способом. Они оба ясно осознавали, что направленный против еврейского народа указ – это не только результат козней злодея Амана. Это – следствие отхода евреев от заповедей Торы. А поскольку от болезни избавиться нельзя, пока не выяснена и не ликвидирована причина заболевания, первым действием Мордехая и Эстер был призыв к раскаянью и посту. Евреи должны были излечить подобное подобным. Участие в пире, устроенном Ахашверошем, – то есть грех, связанный с обжорством, – они должны были искупить постом.
И вот, когда все необходимые приготовления были сделаны, Эстер отправилась к царю с просьбой об отмене указа. Таким образом, чудо спасения произошло не в результате вынесенного королем решения, а в результате действий, предпринятых со стороны еврейского народа, то есть путем соединения духовного влияния и физических действий.
ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
Вывод из всего вышесказанного очевиден. Есть евреи, которые полагают, что в час бедствия нужно бороться всеми доступными естественными средствами, и тогда обязательно победишь. Мегила преподаёт нам другой урок: первым и главным шагом должно стать укрепление связей со Всевышним посредством изучения Торы и исполнения заповедей. И лишь после этого можно (и нужно) приступать к поиску физических каналов, по которым придет спасение. Только тогда можно говорить о сверхъестественном спасении, облаченном в природные рамки. Именно об этом сказано в Торе: “И благословит тебя Б-г во всем, что ты делаешь”.
Особенно это актуально именно в наше время, когда многие полагаются на законы природы, но мало кто полагается на Всевышнего, “время двойной тьмы”, как называется оно в каббалистических книгах. Но обратите внимание, ведь чудо Пурима произошло точно в такое же время. Евреи были изгнаны из своей страны, разбросаны по всей Персии и ассимилированы. И, тем не менее, Освобождение пришло – и не в силу естественных причин, а благодаря раскаянью и посту.
ЖРЕБИЙ БРОШЕН
Вот мы и подошли к решению всех наших вопросов: почему у праздника Пурим персидское название, почему это название связано с опасностью, а не с Освобождением, почему в Мегилат Эстер ни разу не упомянуто имя Всевышнего.
Истина в том, что еврея невозможно ограничить рамками законов природы даже тогда, когда, казалось бы, обстоятельства диктуют ему свои условия. Когда он вынужден говорить на языке той страны, где живет, когда он обязан подчиняться нееврейским законам, когда он не имеет права забывать, что его жизнь и смерть зависят от указа какого-то антисемита… Когда он даже Имя Б-га не может произнести вслух!
И при всём при этом – он самый свободный человек на этой земле, ведь в глубочайшем сокрытии содержится величайшее раскрытие. Как Мегилат Эстер, где имя Эстер (“сокрытие”) стоит рядом со словом “Мегила” (“раскрытие”), то есть – превращение тьмы в свет – “раскрытие сокрытого”.
А помогает осуществить это “его величество” жребий (пур) – символ непредсказуемого, сверхъестественного. Благодаря этому Освобождение прошлого дает силы для Освобождения в настоящем, в дни Мошиаха, когда сокрытие превратится в раскрытие, и “ночь засияет, как день”.
(Вольный пересказ беседы Ребе, “Ликутей сихот”, т. 6. Изложение р-на Дов-Бера Байтмана)