Психология в еврейской семье или секреты древних традиций
«Жена должна соединиться с мужем также и в священных и возвышенных мыслях. Их сознания соединяются в одно… тогда они сами соединятся и Б-жественное присутствие будет между ними» Рамбан, Игерет акодеш.
Еврейская пара, бывшая под хупой и соблюдающая законы Торы – это практически гарантированно крепчайший и счастливый союз на долгие годы. Это семья, где супруги любят и уважают друг друга и с годами их любовь только крепнет. Еврейские мудрецы сравнивают брак и виноградной лозой. Почему именно с виноградом? Ответ прост: любой другой фрукт со временем либо сохнет, либо гниет, а виноград дает сок, вино из которого со временем становится только лучше и дороже.
В чем же секрет еврейского семейного счастья? Давайте попробуем разобраться.
По Торе любовь между двумя людьми зарождается не сразу, а после хупы. По мере того, как молодожены учатся понимать и принимать друг друга. На иврите слова «аава» – означает любовь, а однокоренное ему «ава» – давать. Любовь – это значит отдавать себя другому человеку и это одновременно и великое счастье и великий каждодневный труд. Не знакомый с психологией человек может оспорить утверждение о том, что любовь возникает только после свадьбы. Но жизнь показывает, что Тора права. По-настоящему отдавать себя человеку и принимать его дары можно только привыкнув, узнав и научившись принимать друг друга, а на это всегда нужно время. Ведь оставшись наедине и начав жить с человеком мы узнаем его с тех сторон, с которых не знали раньше. Каждодневная жизнь снимает все возможные маски, заглянуть под которые по-другому невозможно. Только тогда, когда две души, преодолев все шероховатости привыкания друг другу наконец-то становятся единым организмом, вот тогда наступает любовь. А все, что было до этого – можно именовать как угодно: привязанность, страсть, влюбленность, но чувство с котором можно прожить всю жизнь – ничего общего с ними не имеет. С точки зрения психологии – это знание чрезвычайно полезно. Оно избавляет от иллюзий и неоправданных надежд. Еврейские молодые люди помнят об этом. Не ждут чуда, а работают над его созданием, растят отношения и чтут свои традиции. Именно поэтому процент разочарований в браке после удачного шидуха закончившегося хупой – ничтожен.
Еще один секрет постоянной новизны отношений в еврейской семье – это «Таарат а-мишпаха» – законы чистоты и святости семейной жизни. Соблюдая их пара получает прекрасную возможность всегда смотреть друг на друга как в первый раз. Постоянно находится в состоянии влюбленности в супруга, строить отношения в которым нет места привыканию, а есть постоянное обновление и сильные эмоции. Весь секрет в еще одной древней традиции. Она связана с особенностями женского организма. В «Песне песней» говорится «Сестра моя, невеста моя», «Сестра моя, супруга моя» – это сказано не в коем случае не о кровосмесительных союзах, а о том, что соблюдая фазы изменений в женском организме супруги каждый месяц проходят две стадии отношений. Физическую и духовную. В дни близости супруги могут наслаждаться друг другом физически, в дни отдаления – они общаются, делятся мыслями и переживаниями, то есть становятся еще ближе друг к другу духовно. С точки зрения психологии, порядок и система в отношениях – это всегда большой плюс. Получая запрет чего-либо на какой-то срок, человек начинает желать этого чего-то гораздо больше, чем доступного в любой момент. Желать и ценить обладание. Эта мудрая традиция позволяет чувствам супругов обновляться и любовь в таких семьях с годами только крепнет.
И третий секрет семейного счастья евреев – это, конечно же, воспитание. Все мы родом из детства. И если с самых малых лет мальчик и девочка смотрят на отца и мать живущих в любви и уважении, у них закладывается программа: правильно так, как у родителей. Все, что по-другому мне не подходит. Программа эта сильна настолько, что люди неосознанно повторяют семейный сценарий из поколения в поколение. И если отец мальчика с детства говорил ему: «Муж должен любить жену, как самого себя, и уважать ее больше, чем самого себя» Талмуд, трактат Йевамот, 62:. и своим примером показывал сыну, как стоит относится к совей второй половине, процентная вероятность удачного брака у этого ребенка очень высока. И наоборот. Если ребенок видит ссоры в семье, или становится заложником в родительских отношениях – в его подсознании вырабатывается устойчивая программа: семья – это плохо. И избавить потом человека от негативного сценария – очень сложно, а в некоторых случаях невозможно. В этом, наверное, и заключается самый главный еврейский секрет. Этот народ не растерял главного – традиции семейной жизни, а значит и дети в еврейских семьях растут в любви и согласии для того, чтобы в будущем в такой же любви растить уже своих детей.
Автор: Александра Прилепская.