Название каждого праздника, данное Торой или обычаем народа Израиля (как сказано: обычай Израиля – тоже Тора) – отражают сокровенную природу праздника.
Весенний праздник имеет несколько названий. Интересно, что если Всевышний называет его “праздником мацы” (в Торе), то мы, евреи, обычно называем его Песах. Здесь мы видим проявление взаимной любви между Всевышним и народом Израиля, любви, которой посвящена “Песнь песней” (связанная, как известно, с праздником Песах). Всевышний дал празднику название, которое подчеркивает заслугу народа Израиля (“испекли мацу, ибо не задержались, ожидая, пока взойдет их тесто”), а евреи пользуются названием, подчеркивающим чудо, совершенное Всевышним ради наших праотцов (Песах, потому что Всевышний прошел мимо дверей еврейских домов, умерщвляя египетских первенцев).
Праздник Песах назван “рош ларегалим” – главным праздником, он приходится на месяц нисан, который называется “рош ходашим” – главным месяцем. Более того, как подчеркнуто в Торе и повторено в Агаде, Песах влияет на все дни года. Значит, точное понимание названия праздника должно сопровождать нас изо дня в день. Итак, смысл слова Песах – “минование, перепрыгивание, прыжок”. Почему прыжок?! Евреи пришли в Египет как свободные люди. Рабство “подкралось” к ним постепенно – день за днем новые ограничения, повинности, наказания. Долгие поколения рабства сделали его настолько естественным состоянием, что многие, как известно, отказались поменять его на свободу.
Дорога в египетское рабство была долгой и гладкой, к свободе евреи не шли, даже не бежали, путь к свободе был прыжком. Известно, что древний Египет был “срамным местом всего мира”, местом разврата и беззакония. Рабы, покинувшие его, стали спустя короткое время, свободным народом, принявшим Тору, десять заповедей – основу основ морали и нравственности. От рабства к свободе, от беззакония к Торе – может ли быть скачок больше этого?! Стало быть, есть место кардинальной перемене – Избавлению – в любой из дней нашей жизни.
Из бесед Ребе
Сокращенное изложение р-на А. Фейгина