1. Еврей, во владении которого остался во время Песаха хамец, каждое мгновение нарушает два запрета Торы (см. выше, 105:1), а сам этот хамец навеки становится запретным для какого бы то ни было использования, даже если этот еврей перед Песахом совершил битуль хамец (см. ниже, 109:13,14). Поэтому тот, кто владеет хамецем в таком количестве, что, уничтожив его перед Песахом, он понесет большие убытки, обязан продать его нееврею на все время праздника.
Подчеркнем, что процедура продажи хамеца нееврею носит отнюдь не символический характер, а является настоящим юридическим актом, к которому следует относиться со всей серьезностью. Продающий хамец обязан сказать себе: “Этот хамец более не принадлежит мне, и я не имею на него никаких прав”.
Продажа хамеца – весьма непростая операция, требующая досконального знания соответствующих разделов Алахи, поэтому ее совершают только при посредстве авторитетного раввина.
2. Продажу хамеца невозможно совершить в канун Песаха позднее окончания 5-го солнечного часа (потому что затем вступает в силу запрет извлекать из хамеца какую бы то ни было пользу, а следовательно, и продавать его). Поэтому необходимо сделать это заранее, намного раньше, чтобы у раввина, который осуществляет продажу хамеца как доверенное лицо всех евреев города, осталось достаточно времени для продажи хамеца нееврею.
3. Вместе с хамецем принято также продавать всю посуду и кухонные принадлежности, которые в течение года соприкасались с хамецем. По окончании праздника окунать их в воды миквэ не нужно.
4. При продаже хамеца заполняют соответствующий бланк раввината, куда вписывают свое имя и полный адрес. Желательно также указать, где находится продаваемый хамец и предметы, которые продаются вместе с ним. Принято при передаче этого бланка раввину или доверенному лицу, который отнесет бланк в раввинат, совершать т. н. киньян (букв. “приобретение”) – поднимают и опускают какой-либо предмет (например, платок), передают его раввину или доверенному лицу, и тот тоже поднимает и опускает его. Согласно Алахе, киньян необходим при совершении какой-либо сделки, так как он означает, что обе стороны пришли к окончательному решению и не отступятся от принятых на себя обязательств.
5. Проданный хамец следует запереть в отдельной комнате или отдельном шкафу, а ключ – спрятать. Если комнатой, где находится хамец, придется пользоваться в течение праздника, следует поставить в ней устойчивую перегородку (которая не стала бы колыхаться при ветре) высотой не менее 80 см, чтобы отделить хамец от остальной части комнаты. Туда же складывают и все остальные предметы, проданные на время Песаха.
6. Теоретически после окончания Песаха хамецем можно пользоваться спустя час-два после захода солнца, когда раввины выкупят у нееврея проданный ему перед Песахом хамец. Но принято полагаться на то, что из года в год эта процедура происходит без всяких помех, и потому брать хамец и проданные вещи для использования немедленно после цет акохавим.
7. Некоторые хасиды хранят какую-либо еду или напитки, полученные ими от их ребе. Если эти продукты содержат хамец, их принято съедать или выпивать перед праздником, а не продавать нееврею.
Из свода “Шулхан Арух”