«Уважаемые друзья!
Пятнадцатого Нисана начинается пасхальная неделя. Вместе с ней приходит и Песах — праздник зарождения еврейского народа, его Исхода из Египта и начала самостоятельного пути не просто как родового племени, но как целой нации со своей культурой, историческим прошлым и миссией. И хотя все иудейские праздники, как и положено религиозным торжествам, обращены к единоверцам, Песах остается самым закрытым и интимным событием еврейского календаря.
Действительно, трудно объяснить человеку вне иудаизма, зачем нужна такая скрупулезность в подготовке к празднику, почему с таким рвением мы ищем малейшие крошки квасного? Почему праздничное застолье проходит по строгому регламенту, где каждое действие наполнено символами, отсылающими к древней еврейской истории?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, что двести десять лет египетского рабства — это нескончаемая череда испытаний, как для человека, так и для народа в целом. Пройдя испытания, не потерять веру в свои ценности и оставаться преданными друг другу — таким был залог освобождения и будущего формирования народа.
Само название месяца Нисан — месяца освобождения еврейского народа — созвучно двум словам из иврита — «нисуй» («испытание») и «нес» («чудо»). Исход евреев из Египта сопровождался величайшими чудесами, но во время пасхального седера мы вспоминаем не только Б–жественное вмешательство в ход истории — огромное внимание уделяется именно испытаниям, выпавшим на долю простых людей. Большая часть символов призвана напомнить о тяжести рабства: горькие травы, смесь, похожая на глину, соленая вода, ассоциирующая со слезами. Все эти элементы укрепляют нашу память об Исходе.
Сознательное сохранение памяти о событиях прошлого важно не только для формирования традиции, но и для усиления религиозного мировоззрения. Произнося дважды в день главную молитву «Слушай Израиль», мы цитируем слова самого Б–га, говорившего: «Я – Господь Б–г Ваш, который вывел вас из Земли Египетской». Определение Всевышнего, которое он дает сам Себе, подчеркивает, как важно не забывать добро. Тысячи поколений из года в год воссоздают события Исхода – вкушают «хлеб бедности». Все потому, что коллективная историческая память является необходимым духовным фундаментом, без которого невозможно ни будущее, ни настоящее. И только прямая взаимосвязь человеческих усилий и Б–жественной милости способна принести избавление от горя и страданий.
От всей души желаю Вам веселого и кошерного Песаха! Пусть несмотря на трудности времени у нас будут силы сохранить крепость духа, оставаться верными заповедям Всевышнего, преумножать добрые дела в этом мире!
С уважением
Президент ФЕОР
Раввин А. М. Борода»
Читайте также