После нас, там, где нас нет – хоть потоп…

Недельная глава повествует об удивительном хладнокровии Ноя, Ноаха. Вокруг люди радуются жизни во всех ее проявлениях, зажигают не по-детски, а он знай себе «с Б-гом ходит». А нелегко ходить с Богом, когда вокруг люди ходят по клубам. Но ему хоть бы хны.

Когда вся эта сладкая жизнь человеков Б-гу надоела, и Он Своему наперснику Ноаху сообщает о планах закрыть, – а точнее, затопить – лавочку, и велит строить ковчег, тот принимается за дело. А как ещё? Все погибнут вокруг, надо спасать семью.

И понятно, и правильно. Но что-то еврейскую традицию в этой позиции смущает. Вот Моисей, узнав о планах Творца уничтожить надоевший народ, пошел ва-банк: «Тогда и меня сотри из Своей Книги». Авраам опять же: за отвратительный Содом и Гоморру вел довольно отчаянный спор с Господом.

И вот это – несомненный золотой стандарт. Твоя праведность достойна всякого восхищения, но пока ты думаешь только о собственной душе, что-то тут не так. Люди, любые люди, заслуживают деятельного сострадания. Надо хотя бы попробовать им помочь, а не смотреть безразлично на заслуженное наказание.

Наш Ковчег – прекрасное укрытие, но главная задача – делать мир достойнее, а не прятаться от него в ковчеге.