Праздник Ханука посвящен победе евреев над войсками могучей греко-сирийской империи. Эта победа, принесшая освобождение от духовного гнета, была великим чудом. Известно, что Всевышний не нарушает Им же установленный порядок вещей без надобности, и коли так, не понятно, на первый взгляд, для чего Он сотворил еще одно чудо, произошедшее с кувшинчиком масла для храмовой Меноры. И, кроме того, уж если нашелся чудесным образом сохранившийся кувшинчик с ритуально чистым маслом – это мог бы уже быть большой кувшин, в котором было бы достаточно масла для восьми дней горения. Для чего нужно было сотворить двойное чудо, чудо в чуде: чтобы нашелся кувшинчик, и чтобы ничтожно малого количества масла хватило аж на восемь дней?
Возможное объяснение этому можно усмотреть в словах наших Мудрецов, которые отмечают, что, в принципе, согласно закону Торы, Хасмонеи могли бы зажечь Менору, используя и то масло, которое греки сделали нечистым. Либо по причине особого статуса храмовой службы, совершаемой от лица всей общины Израиля, либо в силу того, что жидкости в Храме не воспринимают нечистоту, как за пределами его. Как бы то ни было, но рациональных причин, препятствовавших евреям зажечь храмовый светильник, не существовало.
Но дело в том, что евреи в то время, борясь за свою духовную свободу, служили Творцу, не действуя рационально, согласно слову рассудка, а зачастую вопреки ему – с полным самопожертвованием и самоотречением. Поэтому и Свыше им была явлена особая милость. И хотя согласно Закону они могли бы использовать и масло, оскверненное греками, свершилось иррациональное – произошло чудо, и им удалось найти кувшинчик чистого масла.
В служении такого рода – с полным самопожертвованием – можно выделить два уровня. Примером первому из них является жизнь Рабби Акивы, который, не считаясь со смертельным риском, продолжал учить Торе своих учеников и отдал жизнь за верность Творцу, но который жаждал мученической смерти за веру как высшей степени Служения. Поэтому в данном случае можно говорить о некоем личном наслаждении. Примером служения еще более высокого уровня является самоотречение Праотца Авраама, единственной целью которого было исполнять свою задачу – нести людям знание о Едином Б-ге и приобщать их к вере в Него. А если для этого требовалось самопожертвование – Авраам шел на это, не задумываясь. То есть самопожертвование и самоотречение Авраама не проистекало от его страстного желания отдать жизнь во Имя Творца, а было для него как нечто само собой разумеющееся, без чего невозможно исполнение его миссии в этом мире.
Нечто подобное было и в дни Хануки. Наши предки встали на борьбу с греками, которые, как говорится в ханукальной молитве, пытались “заставить их забыть Твою Тору и нарушить законы, установленные по Воле Твоей”, и если для этой борьбы требовалось самопожертвование – евреи шли на это, не задумываясь, без мысли о великой духовной ценности самоотречения. Поэтому и свершившееся для них чудо с храмовым маслом явилось чудом в чуде. Помимо того, что им удалось найти кувшинчик неоскверненного масла, что уже было чудом, поскольку греки намеренно сбили печати со всех хранившихся в Храме кувшинов, произошло еще более высокое чудо. Хотя найденного количества масла должно было едва хватить на одну ночь горения, тем не менее, в течение восьми дней Хасмонеи возносили в лампадах храмовой Меноры огонь чистого масла от лица всего еврейского народа, который сам уподобляется чистому маслу, которое не смешивается с другими жидкостями и не растворяется в них.
Изложение р-на Э. Когана
Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение.
Источник: ru.chabad.org
Читайте также