Только когда я подошёл к стойке регистрации в аэропорту Нью-Йорка, я узнал, что обладатели израильского паспорта нуждаются в визе, чтобы въехать в Канаду. Поездка могла сорваться, но служащий авиакомпании был чрезвычайно любезен, простил мою неосведомлённость и помог мне завершить все формальности прямо в аэропорту.
«Были ли вы когда-либо в Канаде?» – зачитал он вопрос из анкеты, появившейся на его экране. «Нет», – хотел ответить я, но вспомнил, что был. Двадцать пять лет назад я был в Канаде первый раз, на свадьбе моего одноклассника. Его невеста жила в Торонто, и мы с ещё одним другом решили, несмотря на ограниченность средств, поехать на его свадьбу. И вот на этой неделе я снова в Канаде – и снова на свадьбе. На этот раз на свадьбе старшего сына председателя Федерации еврейских общин России р.Александра Бороды.
*
В начале недельной главы «Беѓаалотха» Всевышний заповедует Аѓарону ежевечерне зажигать храмовый светильник. И говорит Тора: «И сделал Аѓарон так». Эта фраза странна: неужели без неё мы подумали бы, что Аѓарон не выполнил поручение Всевышнего? Раши объясняет: «Это говорится в похвалу Аѓарону: он ничего не изменил». Но это объяснение на самом деле ещё более странно: почему мы могли бы заподозрить Аѓарона-первосвященника в том, что он изменил детали заповеди? И почему именно этой заповеди из многих деталей его служения в Мишкане?
Когда скончался Аѓарон, «оплакивал его весь дом Израиля», говорит Тора. Мужчины, женщины и дети оплакивали его кончину, ибо он любил мир и добивался мира. Так рассказывается в мидраше «Авот де-раби Натан»: Если два человека ссорились, Аѓарон шёл к одному из них и говорил: «Знаешь ли ты, что делает второй из вас? Он рвёт на себе одежду и бьёт себя в грудь, говоря: «Горе мне, как же мне стыдно, как мне показаться на глаза другу моему, которого я обидел?» И сидел Аѓарон возле того человека, пока не убеждался, что тот оставил свою вражду. А потом Аѓарон шёл ко второму человеку и говорил ему то же самое о первом, что тот бьёт себя в грудь, говоря: «Горе мне, как же мне стыдно, как мне показаться на глаза другу моему, которого я обидел?» И с ним Аѓарон сидел, пока не убеждался, что и этот человек оставил свою вражду. И тогда мирились эти двое.
Правдой ли было то, что говорил Аѓарон? Вроде бы нет. Но слова Аѓарона улучшали образ человека и способствовали устранению гнева и примирению. Так говорит Мишна: «Будь среди учеников Аѓарона, люби мир и добивайся мира». Однако всё же неправда, даже из благих побуждений, вещь нехорошая и как-то не вяжется с образом Аѓарона-первосвященника…
Чтобы прояснить этот вопрос, вспомним, что говорит Рамбам о человеке, не желающем давать разводное письмо своей жене, хотя она просит об этом. Рамбам предписывает делать следующее: «Того, кто обязан дать разводное письмо жене, могут принуждать, пока он не скажет: Да, я хочу дать разводное письмо». В чём обоснование этого странного закона? «Потому что он на самом деле желает быть честным евреем, желает выполнять все заповеди и отдаляться от нарушений, но дурной характер заставляет его сейчас упрямиться. И если мы “выбьем” из него дурной характер, он по доброй воле скажет: Да, я хочу дать разводное письмо», – пишет Рамбам.
Ребе объясняет слова Рамбама: такое разводное письмо не является «принуждённым», так как обнажилась истинная природа и истинное желание человека. А ведь еврей в силу своей истинной природы всегда стремится к добру! И так говорил Алтер ребе: «Еврей не желает, да и не может, отдалиться от Б-га».
В нашем случае это означает, что каждый еврей в глубине души желает мира, а не ссоры. Он может поссориться только из-за внешних факторов, затемняющих его истинное желание – состояния нервной системы, преувеличенного внимания к каким-либо аспектам материальной жизни и т.п. Поэтому, когда Аѓарон говорил одному из поссорившихся, что второй терзается муками совести и желает помириться – он говорил правду! Но скрытую правду. На это и намекают слова Раши: «Аѓарон ничего не изменил». Аѓарон никогда не лгал, он не изменял истине, он лишь говорил правду, скрытую от глаз – но истинную.
Масло для храмовой меноры, о которой говорится в нашей недельной главе, должно обладать двумя характеристиками: «чистое» и «выбитое для освещения». Под «чистым» имеется в виду как ритуальная чистота, так и отсутствие осадка, а «выбитое» означает сделанное трудом. Сборщик должен залезать на самую верхушку оливы, собирать там плоды, лучше всего освещённые солнцем, и из каждого из них брать только первую каплю масла, самую чистую.
Это описание можно применить и к миру, которого добивался Аѓарон: «чистый» – свободный от личных интересов, «выбитый» – доставшийся трудом. О таком мире говорит рабан Шимон бен Гамлиэль в трактате Авот: «На трёх вещах держится существование мира: на правосудие, на истине и на мире».
*
Свадьба сына р.Бороды, прошедшая в этот вторник в Торонто, была радостной и волнующей. Для меня она была «выбитой» – утомительный полёт через Нью-Йорк, но «чистой» – с чистой благодарностью человеку, сделавшему и делающему так много для евреев России, и в том числе для еврейского благотворительного центра «Шаарей цедек», всегда открытому для идей, обращений и просьб. Свадьба особо выделялась, но выделялась именно своей скромностью и тем, что хозяева лично принимали и тепло приветствовали каждого гостя.
Пожелаем р.Бороде успехов во всех его делах во имя общества и во имя отдельных людей, благословения Свыше, радости и здоровья – и возможности порадоваться приходу Машиаха в наши дни!
Гут шабес
Шия