Глава Торы “Ноах” начинается с описания ее главного героя: “Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих; перед Б-гом ходил Ноах”.
Мудрецы Талмуда задаются вопросом по поводу фразы “в поколениях своих”. О чем говорит нам Тора этими, казалось бы, излишними словами? В своем комментарии к данному отрывку Раши следующим образом суммирует их дискуссию: “Среди мудрецов есть те, кто интерпретируют эту фразу, как заслугу Ноаха: если он был праведным в своем поколении, то очевидно, что он был бы еще более праведным, живи он в поколении праведников. Другие интерпретируют ее негативно: на фоне своего грешного поколения он казался праведным, но живи он в поколение Авраама, то ничего бы не стоил”.
Но ведь мудрецы Талмуда учат нас “судить о каждом с лучшей стороны”, аргументируя это тем, что “Тора не говорит плохо даже о некошерном животном”. Если фраза “в поколениях своих” может быть понята двояко, то зачем предлагать негативную интерпретацию?
Потому что данная интерпретация преподносит нам два важных урока.
С одной стороны, она учит нас, что, заслуги Ноаха не в том, что он был абcолютно праведным. Несовершенный человек тоже может успешно противостоять негативному окружению, и даже отстроить заново целый мир – как это сделал Ноах.
С другой стороны, она также учит нас, в чем не нужно подражать Ноаху. Может быть, не стоит винить Ноаха, ограниченного обстоятельствами “своего поколения”, за то, что он не смог его спасти, или за другие просчеты упомянутые в Торе; но разве мы так должны себя вести, когда нас ограничивают наши обстоятельства? Урок, которому нас учит “негативная интерпретация” мудрецов, заключается в том, что мы никогда не должны оправдывать себя объяснениями, мол, “уж таков мир, в котором мы живем”, а наоборот всегда должны прикладывать усилия, чтобы исправить его.
Таким образом, в итоге оказывается, что именно негативная интерпретация по-настоящему отдает должное Ноаху. Если бы нам был предложен лишь позитивный взгляд на Ноаха, и мы бы довольствовались этим его уровнем праведности, то это бы только подчеркнуло его промахи. Но когда критика Торы в отношении Ноаха становится источником положительных инструкций для нас, недостатки Ноаха трансформируются в источник добродетели.
Перевод Анны Каллер
Источник: ru.chabad.org