Дорогие друзья!
Поздравляю вас с наступающими праздниками Шмини Ацерет и Симхат Тора!
Симхат Тора – один из любимейших праздников еврейской общины России, который даже в советскую эпоху собирал множество людей в синагоге. Знание об этом празднике сохранилось даже в те времена, когда с каждым новым поколением все меньше людей помнило о традициях, когда слабели связи с духовным наследием. Причина особого отношения к этому празднику кроется в его истории.
Симхат Тора не был установлен ни Торой, ни мудрецами времен Талмуда, как Пурим и Ханука. Но его «создание» как бы инициировано самим еврейским народом. В диаспоре во время Вавилонского изгнании примерно в 5–6 веке (в конце Эпохи Амораев) уже укрепился обычай: во второй день праздника Шмини Ацерет завершать годичный цикл чтения Торы и особенным образом читать обращенное к народу благословение Моше в конце Торы. Это основывалось на указанной в Талмуде традиции устраивать праздник после окончания изучения трактата Мишны или Талмуда. Так как со временем деление чтения Торы на 54 главы и прочтение Ее за год стало повсеместным, то и завершение изучения Пятикнижия, также стало общим, объединяющим всех праздником.
Еврейской народ, находясь в изгнании, лишился многих составляющих национальной идентичности и должен был сфокусироваться на сохранении того, что практически невозможно забрать. И это, конечно, не материальные, но духовные ценности: знание о том, кто ты есть, какова твоя история, каковы твои обычаи и какая у тебя миссия. И если все праздники, кроме Пурима, так или иначе связаны с Землей Израиля, то Симхат Тора – праздник нашей духовной родины. Из Торы мы узнаем не только об устройстве мира, но и о том, каким мы хотим его видеть, в ней – цели и задачи на будущее, и в ней же – примеры вечных ошибок.
В самые тяжелые, темные времена евреи находили в себе моральные силы веселиться в праздник Симхат Тора. Он рожден человеческим сердцем, и поэтому до глубины души понятен, в нем – наше проявление любви к Всевышнему и к тому, какими Он нас создал. В Талмуде сказано про Ковчег Завета: «Он нес тех, кто нес его». Евреи Советского союза в большинстве своем не знали ответа на вопрос «что такое быть евреем?». И вопреки всему, на невербальном, непроизносимом уровне у них было понимание, что их
идентичность кроется именно в этой Книге. И то, что спустя тысячи лет изгнаний они все так же влекомы сердцем в синагогу – они обязаны Торе.
В этом году большинство из нас не смогут танцевать с Торой. Мы должны оставаться дома, но это не значит, что надо отменять веселье и не радоваться. То, что мы оберегаем нашу жизнь и наше здоровье – это тоже заповедь, о которой мы узнаем из Пятикнижия, как сказано: «И будете вы бояться Г-спода, вашего Б-га и соблюдать все Его установления и заповеди, которые Я вам возвещаю, — и вы, и ваши дети, и ваши внуки, во все дни вашей жизни, — чтобы продлилась ваша жизнь».
Еще один важнейший урок праздника – не останавливаться на достигнутом. Мы празднуем окончание годичного цикла изучения Торы для того, чтобы немедленно, в тот же день снова начать новый цикл.
В нашей традиции нет установки «почить на лаврах» после достижения знаний и завершения важной задачи. Мы сразу продолжаем путь своего личного интеллектуального и духовного развития. Да, мы можем быть рады и счастливы, что целый год провели с Торой, но никто не может сказать, что уже получены все знания, и его работа завершена. Но тут же с новыми силами мы готовы искать новые перспективы и новый свет на нашем жизненном пути. Как сказано: «не обязан ты кончить работу, но и не волен бросить ее; если ты много занимался Торой, то дадут тебе большое вознаграждение».
Пусть в будущем году мы сможем преумножить наши еврейские знания, сильнее приобщиться к изучению Святых текстов. Пусть Всевышний подарит каждому возможность поверить в свои силы и реализовать свой потенциал и – ниспошлет множество благословений во всех благих путях! Крепкого здоровья, сил и благополучия!
С уважением,
Президент ФЕОР
Раввин Александр Борода
Читайте также