Дорогие друзья!
Поздравляю всех с наступающим праздником Ханука! Фестивалем ярких огней и света!
Примерно в 165 году до н. э. Антиох IV начал активную агрессивную пропаганду греческой культуры среди народов, проживающих на огромной территории Александрийской империи, и в том числе среди евреев земли Израиля. В Иерусалиме была установлена статуя Зевса. Еврейские религиозные ритуалы, такие, как обрезание и соблюдение субботы, были запрещены. Те, кто их соблюдал, подвергались преследованиям. Это был один из величайших кризисов в еврейской истории – грозила реальная опасность, что евреи и вместе с ними иудаизм исчезнут. Но благодаря мужеству сыновей коэна Матитьягу – Маккавеев, сумевших объединить еврейский народ, и помощи Всевышнего осуществилась победа «малочисленных над многочисленными», и более чем на полтора века утвердилась независимость Израиля.
Для освещения Храма после его осквернения был установлен новый жертвенник и светильник, но удалось найти один горшочек чистого масла. И хотя его должно было хватить только на один день – хватило на все восемь. Ровно столько требовалось для изготовления нового ритуально чистого масла. В память об этом чуде, а также о победе, нашими мудрецами был установлен праздник Ханука.
Ключевой идеей праздника является память о чуде и распространение Б-жественного света. Но если брать шире – то эта идея является ключевой не только для праздничной недели, но и для самой миссии еврейского народа. Распространение света Торы, веры в единого Б-га, морально-этических основ – таково духовное назначение еврейского народа.
В Иерусалимском храме окна были спроектированы таким образом, чтобы не они поглощали свет из вне, а напротив – чтобы Храм был источником света для всего мира.
Ханука говорит в том числе о нашей связи с Храмом и храмовой службой. В Мидраш Раба сказано, что потомки Аарона навечно удостаиваются чести зажигать менору и нести этот свет, в чем комментаторы усматривают намек на заповедь зажигания ханукальной меноры, которая продолжалась и после разрушения Храма.
Но Ханука также служит напоминанием всему еврейскому народу о его настоящей, глубинной духовной задаче. Мудрецы находят намек в самом тексте Торы на будущее установление праздника, ведь 25-м словом в Торе является свет, и мы начинаем праздновать Хануку 25 Кислева, приумножая и физический, и духовный свет.
Поэтому несмотря на то, что эта заповедь связана с определенным временем, женщины (которые обычно освобождены от таких заповедей) и даже дети тоже обязаны зажигать ханукальную менору. Добрые дела, увеличение света в мире – задача, не имеющая гендерных, возрастных, социальных ограничений. Напротив, у каждого из нас есть своя цель и сфера влияния. Мы должны распространять свет там, где пребываем – в своём окружении, чтобы помогать раскрытию Б-жественного присутствия в материальном мире.
Мы зажигаем ханукальные свечи за закрытыми дверьми не просто сами для себя или лишь для своей семьи – но мы транслируем исполнение заповеди в своих окнах. Например, лучшее исполнение заповеди зажигания ханукальных огней на улице перед своим домом, и так до сих пор делают во многих религиозных районах Израиля. В реальности многоквартирных домов социальные сети выступают такими «уличными менорами», и лента воодушевлено пестрит снимками радостных огней Хануки. По всему миру еврейские общины выходят на площади и центральные улицы, чтобы не просто
зажечь грандиозную менору, но провозгласить – добро и свет являются целью каждого человека. Именно тогда, концентрируясь на распространении хорошего, а не на противостоянии плохому, мы действительно влияем на ход вещей. Живя в мире и уважении к другому, каждый человек по отдельности и все мы вместе выигрываем битву с темнотой.
Желаю всем крепкого здоровья, благополучия и успеха во всем! Пусть наши сердца будут всегда склонны к добрым делам и милосердным поступкам. Чтобы мы ощущали Б-жественное присутствие в нашей жизни! Радостного праздника Хануки!
Читайте также