Около трёх с половиной тысяч лет назад на горе Синай Вс-вышний даровал еврейскому народу Свою Тору. Однако было бы неверно считать этот праздник чисто национальным: с момента Синайского Откровения начинается новая эпоха отношений Б-га и человечества, новая эпоха человеческой морали. Прозвучавшие на Синае Десять Заповедей легли в основу всех монотеистических религий. Как соотнести беспредельную мудрость Вс-вышнего с простотой этих заповедей? Неужели до Синая человечество не знало, что не следует убивать, красть, лжесвидетельствовать? Между тем к моменту дарования Торы существовали крупные, высокоцивилизованные государства. И никакого беспредела в них не было: убийство и воровство карались – иначе и быть не могло. В таком случае что принципиально нового содержали Десять Заповедей? Почему мы говорим о новой эпохе человеческой морали? Дело в том, что до Синайского Откровения мораль носила характер общественного договора: была автономна, относительна и ситуативна. Для тех, кто не признаёт факта дарования Торы Вс-вышним, для кого Тора – человеческий, исторический документ, – мораль и сегодня остаётся такой же.Смысл этой концепции в следующем: существует договорённость не убивать, подобно тому как существует договорённость не ездить на красный свет, поскольку это создаёт конфликтные ситуации. В случае необходимости и то, и другое можно нарушить. Робин Гуд убивал богатых и раздавал деньги, нажитые, по его мнению, неправедным путём, бедным – у него была такая мораль. Во всяком случае Б-г здесь ни при чём.Принципиальное отличие Торы и её концентрированного выражения в Десяти Заповедях заключается в том, что заповеди эти абсолютны, что они исходят от Вс-вышнего. Они не плод сиюминутного человеческого договора, и их нельзя игнорировать в угоду сиюминутным национальным, классовым, корпоративным и просто личным интересам. Игнорируя или приспосабливая заповеди для собственных нужд, человек вступает в конфликт с волей Давшего их.Упрощённо говоря, если раньше человек исполнял заповеди потому, что просто хотел их исполнять или боялся наказания в случае их неисполнения, то теперь – поскольку сознательно делает волю Вс-вышнего своей волей и тем самым уподобляется Ему. Исполняя заповеди, человек не только поддерживает порядок, без которого жизнь превратилась бы в полный кошмар, но и поднимается по ним, как по ступенькам, к неизреченной мудрости Вс-вышнего, данной нам в Торе.С праздником вас!Главный раввин России Берл Лазар

-
Глава торы Дварим
Скоро Пост 9 Ава
-
-
Осталось 5 дней
до Пост 9 Ава -
Осталось 12 дней
до 15 ава | Ту-би Ав -
3 Ава
578528 ИюляКонвертер дат
2025
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
Поздравление Главного раввина России
Главная / Поздравление Главного раввина России