Дорогие друзья!
От всей души поздравляю вас с одним из важнейших праздников еврейства – Песахом, днями избавления нашего народа из рабства и обретения свободы.
Говоря об уроках Песах, мы должны помнить, что этот праздник в первую очередь обращен в будущее, на наших детей. Дети – главная составляющая пасхального седера. Всё начинается с вопросов, которые они задают. Как подчеркивают наши мудрецы – многое из того, что делается во время седера, предназначено для того, чтобы дети задавали вопросы. На седере мы совершаем целый ряд необычных, даже странных на первый взгляд действий – именно для того, чтобы пробудить интерес детей, чтобы побудить их активно участвовать в церемонии.
«И когда завтра спросит тебя твой сын,… скажи ему: Рукой сильною вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабства» – учит Тора в книге «Шмот». Как мы видим из текста, важнейшая заповедь обучения и воспитания детей в Торе напрямую связана с праздником Песах.
Казалось бы – зачем соединять обучение с трапезой? Если ты хочешь рассказывать ребенку, чтобы обучить его, куда удобнее прочесть ему лекцию, показать примеры из Торы, Талмуда, других книг. Трапеза – совсем иной вид общения, вроде бы, мало подходящий для обучения и воспитания. Но Тора дает нам важный урок. Когда мы хотим обучать детей, главное – это показать им живой пример. К сожалению, некоторые родители ограничиваются дидактической проповедью, в то время, как сами далеко не всегда живут праведно. По сути, они требуют от детей: «Делай так, как я говорю, а не так, как я делаю». Но дети – существа чистые, они особо чувствуют любое лицемерие, любое несоответствие между словом и делом. Единственный путь дать подрастающему поколению правильное воспитание, это показать, что те ценности, которым мы их обучаем, являются главными для нас самих. Именно это мы делаем во время седера.
В молитве «Шма», которую мы читаем ежедневно, вначале говорится, что надо любить Б-га всем сердцем, и лишь после этого провозглашается необходимость заниматься воспитанием детей. В этом заключен важный урок – только если ты действительно любишь Б-га, ты сумеешь передать эту любовь детям. Пасхальный седер построен так, что мы не просто рассказываем детям некую виртуальную историю из прошлого, но как бы сами переживаем исход из Египта, выход из рабства на свободу. Только когда это переживание проходит через нашу душу, мы вправе ожидать, что оно будет в полной мере воспринято детьми.
Желаю всем вам, чтобы Песах, этот праздник нашего избавления, стал радостью не только для нас, но и для всех еврейских детей в мире, которые соберутся в этот день за столом седера. Мы должны сделать максимум для того, чтобы все наши дети пришли на седер, встретили этот праздник с нами. Только тогда мы сможем быть уверены, что будущее нашего народа обеспечено, что мы выполним те задачи, ради которых Вс-вышний избрал нас. Достижение этой цели и есть главный смысл праздника. Веселого и кашерного Песаха вам всем!
Главный раввин РоссииБерл Лазар
-
Глава торы Толдот
Скоро 10 Кислева
-
Осталось 15 дней
до 10 Кислева -
25 Хешвана
578526 НоябряКонвертер дат
2024
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
Поздравление главного раввина России Берла Лазара
Дорогие братья!
В преддверии святого Дня искупления, Йом Кипур, хочу прежде всего обратиться к каждому из вас с традиционным пожеланием "гмар хатима това" – чтобы Б-г скрепил печатью вашу запись в Книге жизни.
Йом Кипур недаром считается самым святым праздником для евреев. Во времена Храма только в этот день первосвященник мог войти в святая святых и молиться за весь народ, чтобы Вс-вышний простил людям совершенные ими грехи и ошибки. В Торе сказано: "И да будет это для вас вечным постановлением: очищать сынов Израиля от грехов их однажды в году" (Ваикра, 16.34). А в другом месте говорится, что "это святыня великая у Господа" (Шмот 30.10).
Святые книги недаром подчеркивают уникальность Йом Кипур. В этот день сходятся в одну точку самое святое время (праздник), самое святое место (Храм) и самый святой человек (первосвященник). Мудрецы нашего народа указывают, что именно в йом-кипур человек способен достичь максимального самосовершенствования, максимально приблизиться к Б-гу и как бы "войти в святая святых" собственной души – в ту ее высшую точку, где душа человека соединена с Б-гом.
Отсюда и идея покаяния в Йом Кипур. На языке Святой Торы покаяние называется "тшува" – "возвращение". В этот день человеку предоставляется уникальная возможность вернуться к Б-гу, возвратить хотя бы на какое-то время то единение, которое изначально царило между человеческой душой и Творцом.
Однако в Йом Кипур мы должны не только каяться перед Б-гом за то, что были далеки от него, грешили и совершали ошибки – но и просить прощения у других людей, которых мы в прошедшем году могли вольно или невольно обидеть. Это непременное условие подлинной "тшува". Только объединившись со своими братьями человек может найти достаточно силы, чтобы по-настоящему вернуться к Б-гу, только соединенные человеческие души способны подняться до точки соприкосновения с Создателем.
Дай Б-г, чтобы в этот святой день Йом Кипур мы смогли реально оценить свои действия в истекшем году, осознать ошибки и приблизиться к духовным ценностям, которые поднимают нас выше. Дай Б-г нам в новом году совместными усилиями добавить добра в этот мир – и Г-сподь воздаст нам за это сторицей.
Главный раввин России Берл Лазар