Третьего числа месяца тишрей, на следующий день после Рош а-Шана, наступает Пост Гедальи (на иврите «Цом Гедалья») — один из четырех постов, установленных пророками в память о разрушении Храма.
История Гедальи поучительна и интересна, но, к сожалению, ее детали многим и поныне остаются неизвестными. О деятельности Гедальи, его гибели и последующих событиях кратко сообщается в Млахим II, 25:22-26 и более подробно в Ирмеяу, 40:5-43:7.
События, из-за которых в еврейском календаре появилась эта траурная дата, произошли уже после того, как пал Иерусалим, завоеванный вавилонским царем Невухаднецаром, а Иерусалимский храм, построенный царем Шломо, был разрушен. Вассальным правителем, наместником Иудеи, был назначен Гедалья (Гедальяу), сын Ахикама, который происходил из известной и знатной семьи. Его дед Шафан был писцом царя Йошияу, а Ахикам, отец Гедальи, спас от смерти пророка Ирмеяу (см. Ирмеяу, 26:24).
Гедалья сделал своей резиденцией Мицпу, город в наделе колена Биньямина, примерно в 12 км севернее Иеру-салима. Когда в Мицпу прибыли военачальники, а также пророк Ирмеяу, Гедалья обратился к ним с воззванием: «Не бойтесь служить халдеям! Оставайтесь в Стране, служите царю Вавилона, и будет вам хорошо. А я — вот живу в Мицпе, готовый стоять перед халдеями, которые придут к нам. Вы же — собирайте виноград, и летние плоды, и оливы, и складывайте в свои сосуды, и живите в ваших городах, которые вы заняли» (Ирмеяу, 40:9-10). Далее сообщается, что евреи-беженцы, которые спасались во время войны на территории соседних государств — Моава, Амона и Эдома — вернулись, когда узнали о назначении Гедальи, и им удалось собрать большой урожай.
Как видно, назначенный наместником Гедалья заботился в первую очередь о благе народа, был готов защищать его перед чужеземной властью и в этих тяжелых условиях пытался восстановить нормальную жизнь в Стране Израиля.
Казалось, что после произошедшей национальной и религиозной катастрофы в стране начинается процесс возрождения, но, как это часто случалось на протяжении еврейской истории, он был прерван из-за беспричинной ненависти и личных интересов. Среди прибывших в Мицпу был Ишмаэль, сын Нетаньи, потомок царского рода. Военачальник Йоханан, сын Кареаха, вместе с другими военачальниками предупредил Гедалью о том, что Ишмаэль послан царем аммонитян Баалисом, чтобы убить Гедалью, но наместник им не поверил. Йоханан настаивал на своих предположениях, он был готов сам тайно убить Ишмаэля, прежде чем тот осуществит свой преступный замысел, но Гедалья резко осадил его. Наместник боялся поверить клевете и предпочел рисковать, но не обидеть невинного подозрениями.
В книге пророка Ирмеяу говорится, что в седьмом месяце тишрей, Ишмаэль, сын Нетаньи, пришел с десятью людьми к Гедалье и после трапезы вероломно убил его. Также им были убиты и приближенные наместника, и халдейский гарнизон. Захватив оставшихся в Мицпе евреев, Ишмаэль намеревался перейти Иордан и направиться к аммонитянам. Когда Йоханан и другие военачальники, которых не было в Мицпе во время совершенных Ишмаэлем убийств, услышали о происшедшем, они собрали ополчение и выступили против Ишмаэля. Они настигли его в Гивоне и освободили пленных, но сам Ишмаэль с восьмью людьми спасся и бежал к аммонитянам.
В отличие от Гедальи, Ишмаэль думал только о своих интересах и ради них был готов вероломно убивать. По мнению комментаторов, упоминание о его происхождении указывает на возможную подоплеку убийства Гедальи: Ишмаэль считал, что власть должна принадлежать ему самому, потомку царского рода. Отметим, что в рассказе об убийстве Гедальи в Танахе нет никаких указаний на то, что Ишмаэль пытался оправдать свои действия патриотическими аргументами или обвинял Гедалью в сотрудничестве с вавилонскими властями. Наоборот, сам Ишмаэль представлен соучастником царя аммонитян, и об этом свидетельствует не только обвинение Йоханана в его адрес, но и тот факт, что в конце он бежал к аммонитянам. Возможно, Ишмаэль надеялся заручиться поддержкой Баалиса, царя аммонитян, и с его помощью воцариться в Иерусалиме, если представится такая возможность. Баалис же, по-видимому, рассчитывал включить территории Иудеи в состав своего царства и считал, что, если Гедалья будет убит представителем царского рода, вавилоняне сочтут это восстанием против них и покарают все еврейское население.
В Танахе не указывается точная дата убийства Гедальи, сообщается только, что он был убит в седьмом месяце, то есть в тишрее. Судя по всему, правление Гедальи в Мицпе продолжалось недолго, всего около двух месяцев после завоевания Иерусалима и разрушения Храма. Согласно трактату Вавилонского Талмуда «Рош а-Шана», убийство Гедальи произошло в третий день месяца, в который и был установлен пост. Есть также мнение, что убийство Гедальи произошло в сам день Рош а-Шана, 1 тишрея, но пост был установлен 3 тишрея, так как в праздничные дни поститься запрещено.
Когда мудрецы Талмуда объясняют, почему был установлен пост в этот день, они подчеркивают праведность Гедальи, говоря: «Смерть праведников равноценна сожжению Храма» (Рош а-Шана, 18б). При этом, признавая заслуги Гедальи, мудрецы критикуют его за чрезмерную доверчивость. В описании убийства евреев Ишмаэлем есть такие слова: «А яма, куда бросил Ишмаэль трупы всех людей, которых он убил из-за Гедальяу…» (Ирмеяу, 41:9). Мудрецы спрашивают, почему из слов пророка можно понять, что ответственность за их гибель возлагается на Гедалью, ведь этих людей убил Ишмаэль? Их ответ таков: «Так как [Гедалья] должен был прислушаться к совету Йоханана, сына Кареаха, и не сделал этого, Писание возлагает на него ответственность, как будто он их убил» (Нида, 61а). Гедалья проявил «излишнюю праведность», посчитав предупреждение Йоханана о злом умысле Ишмаэля злословием, и в результате погиб не только он сам, но и другие евреи. На еврейских руководителях лежит тяжелая ответственность — любя свой народ всем сердцем, они должны осознавать опасность, исходящую от некоторых его представителей, и уметь вовремя их остановить.
После того, как Йоханан, сын Кареаха, и люди, которые были с ним, освободили пленных, они решили, что оставшихся в живых евреев вавилоняне покарают за убийство наместника, и вознамерились бежать в Египет. Военачальники и весь народ попросили пророка Ирмеяу, чтобы тот обратился с мольбой к Всевышнему за уцелевших представителей народа и вопросил о том, что им теперь делать, пообещав выполнить те указания, которые они получат.
Ответ, переданный через Ирмеяу, был однозначным: «Если вы останетесь жить в этой стране, то отстрою вас — разрушать же не стану, и насажу вас — вырывать же не стану. Так как Я сожалею о том зле, которое вам сделал. Не бойтесь царя Вавилонского, который страшен вам, не бойтесь его, — слово Б-га, — ведь Я с вами, чтобы спасти вас и избавить от его руки. И Я удостою вас милости, и он пожалеет вас, и он вернет вас на вашу землю!» (Ирмеяу, 42:10-12). Всевышний через пророка Ирмеяу предрекал, что если евреи все же решат отправиться в Египет, то все, из-за чего они опасаются оставаться в Стране Израиля, настигнет их в стране-убежище. Но Йоханан и примкнувшие к нему военачальники предпочли не послушаться, обвинили пророка во лжи и увели остаток народа в Египет. Среди уведенных силой был и сам пророк.
Рабби Моше бен Маймон (Рамбам; 1138–1204) обращает внимание на общенациональный аспект убийства Гедальи и последующих за ним событий. В своем труде «Мишне Тора» он пишет, что пост 3 тишрея был установлен из-за того, что после убийства Гедальи погасла последняя надежда евреев на мирное возрождение и завершился процесс их полного изгнания из Страны Израиля (см.: Законы постов, 5:2).
Стоит отметить, что последний шанс на сохранение еврейской общины в Стране Израиля был упущен уже после убийства Гедальи, когда Всевышний гарантировал это евреям через пророка Ирмеяу. Гедалья не прислушался к совету Йоханана и из-за этого был убит. Но и сам Йоханан не послушался пророка, и это привело к очередным бедам. Если в прошлом евреи не послушались предостережений пророка и это привело к изгнанию и разрушению Храма, то теперь, вновь не послушавшись его и избрав бегство в Египет, они упустили возможность остаться на родной земле. Еврейская община в Эрец-Исраэль была восстановлена лишь после того, как изгнанники начали возвращаться из Вавилона — примерно через пятьдесят лет после убийства Гедальи и последующих за ним событий.
Автор: Ицхак Стрешинский
Источник: lechaim.ru
Читайте также