Каждый раз, когда я посещал моего знакомого в его лечебном учреждении, мне разрешали вход относительно легко, после необходимых формальных процедур. Речь идёт о психиатрической лечебнице, где находятся люди различной степени здоровья. Мой знакомый – один из постоянных молящихся в нашей маленькой синагоге в благотворительном центре «Шаарей цедек». Когда я обратил внимание на то, что он не приходит на молитву в течение нескольких дней, мне сказали, что он находится в лечебнице, где проведёт не одну неделю. Я позвал своего друга и мы отправились в путь, чтобы привезти нашему знакомому кошерную еду, помочь ему наложить тфилин и вообще ободрить его, что имеет первостепенную важность для находящегося в лечебнице, и тем более – в психиатрической.
Так мы посещали нашего знакомого каждую неделю. Но один раз нам не разрешили сразу войти на территорию. «Через полчаса», услышал я от охранника. А через полчаса я снова услышал «через полчаса». И так несколько раз… Когда прошло около двух часов и моё терпение уже, мягко говоря, не было таким, как раньше, я оставил своего друга стоять в очереди, которая за нами была уже достаточно длинной, попросил его позвонить мне, когда она сдвинется с места, и вышел прогуляться, чтобы успокоить нервы.
Я отошёл недалеко, только перешёл улицу, вошёл в какой-то парк… и вдруг мне открылся чудесный уголок мира, о котором я не знал, хотя бывал тут каждую неделю. «Если бы пациентам лечебницы разрешили бывать тут! Если бы на большом дворе лечебницы устроили то, что есть здесь! Они бы обрели душевный покой гораздо быстрее…», подумал я. Тропки, вокруг зелень, струится извивающийся ручеёк, воздух чистый, деревья склоняют зелёные ветви, а какие цветы! По соседним дорожкам гуляли матери с детьми, и видно было, как дети радуются этому уголку прекрасной природы. Пожилые люди медленно гуляли или сидели на скамеечках, смотря на успокаивающую глаз зелень. Даже я на несколько минут забыл, зачем я приехал в этот район.
*
Мы уже в середине праздника Суккот, больше, чем в середине. Приближаемся к большому празднику Симхат Тора. Как пишет Шулхан арух: «Последний йом-тов Суккот называют Симхат Тора, поскольку в этот день радуются и устраивают трапезу в честь завершения цикла чтения Торы».
Симхат Тора – это один из самых весёлых праздников еврейского календаря. В этот день мы дочитываем Пятикнижие до конца и начинаем с начала, устраиваем танцы со свитками Торы вокруг бимы и радуемся, радуемся. Рассказывают, что однажды видели, как в Симхат Тора танцует и веселится еврей, который вообще Тору не учил. Его спросили: «А какой у тебя повод для радости? Ты же Тору не учил, её не знаешь, чего ты пляшешь?» Он ответил: «Если бы мой брат выдавал дочь замуж, разве я не разделил бы его радость? Вот и здесь: у моих братьев праздник, и я радуюсь». Это хорошая история, с моралью, но… неправильная. Совсем неправильная. Симхат Тора – это не праздник в честь того, что мы учим Тору. Если бы мы праздновали изучение Торы, то и отмечали бы праздник изучением! А мы танцуем со свитком, причём с закрытым и помещённым в футляр свитком. И главные участники праздника – не головы наши, а ноги, низшая часть тела.
Всё правильно. Это праздник в честь того, что Тора вообще есть, и что она есть у нашего народа. Это праздник в честь нашей вечной глубинной связи с Торой. Она не зависит от возраста, она не зависит от знаний и усердия в изучении.
Однако одной лишь связи мало. Её нужно воплощать в жизнь. Заповедь изучения Торы действует весь год, Торе нужно посвящать всё время, свободное от зарабатывания минимального насущного хлеба. И изучать Тору должен всякий, согласно своим умственным возможностям. Ведь сказано: «И размышляй о ней денно и нощно». «Изучение Торы равно всему», говорит Мишна. В Иерусалимском Талмуде приводятся два мнения о понимании этой мишны. Одно: «изучение Торы равно всему в этом мире». Другое: «изучение Торы равно всем заповедям, более того: исполнение всех заповедей не стоит единой буквы Торы».
Причина такого высокого значения изучения Торы объясняется в Тании. Когда человек изучает некий закон Торы, он изучает волю Всевышнего, выраженную в этом законе. «В таких-то обстоятельствах галаха предписывает поступать так-то» означает: «Всевышний пожелал, чтобы в таких-то обстоятельствах евреи действовали так-то». Получается, что мы своим разумом постигаем волю Творца! А воля Творца, выраженная в Торе – это сам Творец, как сказано в Зогаре: «Тора и Святой, благословен Он – одно». Разумеется, «Его никакая мысль не постигнет», но постигая Тору, мы постигаем таким образом и Его. Осуществляется единение нашего разума с волей Всевышнего, то есть с самим Всевышним, и нет подобного этому единению нигде более.
*
Много раз встречался я с евреями, которые в своей жизни вообще не знали вкуса изучения Торы. Не по их вине. Они выросли в семьях, где не было Торы, и возможно, что и их родители выросли в таких семьях. Их деды не захотели «перейти на другую сторону улицы и посмотреть на прекрасный мир». А ведь тогда они ещё могли это сделать! Если бы они сделали несколько шагов, если бы они попробовали – они увидели бы, как там прекрасно, какое удовольствие получает там душа. Царь Давид в Псалмах говорит: «Слова Торы приятнее многочисленного золота, они слаще мёда и нектара». Один из смыслов этого стиха таков: люди любят богатство, но пока они его достигнут, им нужно много трудиться, но слова Торы – как только мы садимся и начинаем изучать, мы ощущаем их сладость, как будто попробовали мёд и нектар. Иногда изучать Тору сложно, но сложно – совершенно не означает «неприятно»! В сложности и есть удовольствие. И чем больше человек погружается в Тору, тем лучше он понимает, что не сможет оторваться от неё ни за что.
Как мы должны быть благодарны людям, издающим Талмуд с комментариями на понятном всем языке, хасидские маамары с пояснениями и даже… Танах с переводом на современный иврит! Как они облегчают этот «переход на ту сторону дороги»! И в особенности благодарны мы тем, кто выпускает переводы многочисленных еврейских произведений на русский язык, они приближают Тору к сотням тысяч русскоязычных евреев по всему миру. Нужно лишь попробовать Тору на вкус, нужно лишь приоткрыть чудесный мир мудрости Всевышнего, заповедавшего нам изучать Тору, чтобы прийти к Нему и соединиться с Ним в чудесном единстве, чтобы жить настоящей полноценной еврейской жизнью, полной любви и сладости.
Гут шабес, гут йом-тов
Шия