Среди прочих заповедей в главе Торы “эмор” говорится о необходимости соблюдения Шаббата: “Шесть дней делай работу, а в седьмой день Шаббат Шаббатон – прекращение трудов…”.
ОБМАНЧИВАЯ ПРОСТОТА
Прежде всего, нужно напомнить, что в Торе вы не найдёте пустых рассказов или вещей, само собой разумеющихся. А если нам порой кажется, что сказанное Торой очевидно, то это означает, что данный смысловой уровень мы уже преодолели и пришла пора переходить на более сложный.
В связи с этим вызывает удивление тот факт, что Тора приказывает нам работать “шесть дней”, как будто мы сами до этого никогда бы не додумались. Во-вторых, бросается в глаза странное выражение для определения субботы – “Шаббат Шаббатон”, то есть “суббота суббот”. Явно в этой фразе скрыто нечто большее, чем простое напоминание о соблюдении Шаббата. Какое же послание зашифровал для нас Всевышний в этих словах?
КРАСНЫЙ ДЕНЬ ЧЕРНОГО КАЛЕНДАРЯ
Наши мудрецы раскрывают нам “маленький секрет”: вся история человечества представляет собой “трудовую неделю”: есть в ней и серые будни, и долгожданный выходной. Речь идёт о соотношении между шестью тысячелетиями рода человеческого и шестью рабочими днями недели, а эра Освобождения соответствует Шаббату – Святой субботе.
Так же, как будние дни являются подготовкой к Шаббату, так и вся еврейская история, со всеми её трудностями и невзгодами, слезами и кровью, но при этом всегда с Торой и заповедями – является подготовкой к приходу Машиаха. Как сказали об этом мудрецы: “Он, Милосердный, даст нам в наследие нескончаемый день, исполненный покоя,…чтобы мы жили вечно”.
С одной стороны, Суббота символизирует совершенное прекращение будничных занятий – “день покоя” и отдыха для тела. Этот уровень называется Шаббат. А с другой стороны, Суббота соответствует ещё более интенсивному свету, ещё большей святости, чем была “в будни”. Она способна успокоить душу, а это гораздо большее, чем просто отдых тела. Её цель: “чтобы мы жили вечно”. Такой уровень называется Шаббат Шабатон. Как мы видим, в нашей главе речь идёт именно о Субботе Суббот.
ГОД ЗА ДВА
Ещё интереснее и глубже эта идея раскрывается в книгах Каббалы. Борьбу с силами тьмы можно разделить на два этапа. Сперва удаётся победить тьму и нейтрализовать её: этот эффект называется “отталкиванием тьмы”. Но при этом тьма хоть и повержена, но всё ещё существует и остаётся антиподом Света. Задачей второго этапа является не просто победа Света над тьмой, но “превращение самой тьмы в Свет”.
Эту идею можно приложить и к нашему случаю. В первый этап эпохи Избавления Шаббат – святость – подчиняет себе духовную нечистоту: “будни” сдаются под натиском “субботы”. Это происходит в наши дни, так как конец шестого тысячелетия соответствует кануну субботы, а именно времени зажигания субботних свечей и встрече Шаббата.
Во втором же периоде “дней Машиаха” – Шаббат Шабатон – после наступления седьмого тысячелетия само понятие Тьмы исчезнет, так как она превратится в Свет. Даже будни станут праздниками, не говоря уже о субботах, в которых интенсивность Света станет вдвое большей, чем теперь.
Именно это подразумевается в Мидраше в словах: “Два венца святости возложил Всесильный на Царицу Субботу”.
МЫ СЛАВНО ПОРАБОТАЛИ…
Обратим внимание на то, что для того чтобы ощутить Шаббат – телесный покой – совершенно не обязателен трудит в течение шести дней, предписание о котором как раз и смутило нас при поверхностном взгляде на цитату из Торы. Но если мы говорим про Шаббат Шабатон – более высокий уровень – то он достигается исключительно через выполнение приказа: “Шесть дней делай работу…” Для того чтобы “отдохнула” душа, нужно интенсивно трудиться в течение долгого времени и тщательно готовиться к подобному отдыху. Причём это верно как в масштабе семи дней, так и в масштабе семи тысячелетий.
Наше ежедневное служение Творцу Вселенной молитвой, добрыми делами, изучением Торы – это подготовка, и не только к “субботе”, но и к “Субботе Суббот”. То, насколько добросовестно мы сами готовимся и готовим весь мир к приходу Машиаха, определяет уже сегодня судьбу человечества.
Основано на беседе Ребе в субботу главы “Эмор”