В книге пророка Захарии есть отрывок, описывающий встречу человека и группы ангелов, где человек описывается, как “путешествующий среди неподвижных”.
“Путешественник” – это, наверное, самое подходящая характеристика для нашего неугомонного племени. Другие создания тоже перемещаются с места на место, но только человеческие миграции вызваны желанием находиться где-нибудь не там, где сейчас. В отличие от мышей, дубов и ангелов, которые довольствуются тем, кто они и где они, люди – постоянно в пути, все время пытаясь попасть куда-то, желательно туда, где еще никто до этого не был.
Проблема в том, что уже не осталось мест, куда стремиться.
“Отправляйся на Запад, молодой человек!” было лозунгом сто лет назад. И молодые люди ехали на запад, покуда запад не кончился. Потом один человек добрался до Северного Полюса, а другой до Южного. Еще один человек стал первым покорителем вершины Эвереста (хотя, кто конкретно был этот человек, до сих пор является предметом споров), а еще один совершил “огромный шаг”, оставив отпечаток своей ноги на Луне.
Так что же осталось? Путешествие в другую галактику? Экспедиция в будущее? Даже если эти места назначения станут достижимыми, удовлетворят ли они ищущий дух Путешественника?
***
Все слышали историю о бедном крестьянине, которому приснилось, что сокровище зарыто под одним из мостов в Кракове. Он приехал в большой город и нашел мост, который ему приснился. Охранник, занимавшийся сбором платы за проезд по мосту, заметил подозрительного человека, околачивавшегося около моста с лопатой. Он взял за шкирку этого беднягу, и тот признался в своих намерениях. “Сны!” – воскликнул охранник, – “Только прошлой ночью мне приснилось, что в доме коробейника Хаима Янкеля из деревни Уссельдорф в стене за печкой спрятан сундук с золотыми монетами. И что я теперь должен отправиться в Уссельдорф, чтобы сломать стену у этого бедолаги?!” Услышав это, Хаим Янкель поспешил домой, сломал стену за печкой и жил с тех пор богато и счастливо.
После того, как все путешествия завершены, после того, как все поиски приключений закончились, остается последний рубеж, до которого мало кто добрался, и еще меньше кто покорил его – рубеж нас самих. Мы пересекаем планету вдоль и поперек, мы рисуем карты космоса и структуру атома, ищем какой-то намек, какой-то знак о том, зачем все это; но многие ли из нас проникли в глубь собственной души?
“Лех Леха!” – начальные слова Б-жественного призыва к Аврааму, по сути положившего начало истории евреев, буквально означают “Пойди к самому себе!”. “Иди к себе,” – приказал Б-г первому еврею, “с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую Я укажу тебе”.
Когда прозвучал призыв Свыше, Авраам мог оглянуться на свою жизнь, полную беспрецедентных открытий и достижений. Он был человеком, открывшем правду о едином Б-ге, посрамившим самого могущественного правителя того времени, бросившим вызов смерти в пламени борьбы за свои убеждения, и обратившим тысячи людей в монотеистическую веру. Всего этого он достиг сам по себе, без учителя, наставника или руководящего им небесного голоса, силою лишь своего великого разума, направляющего его в страстном поиске правды.
И затем, на семдесят пятом году жизни Авраам услышал Б-жественное повеление: “Иди к себе!” Теперь, когда ты закончил свои поиски и достиг своих целей, обратись внутрь себя и отправься в путешествие к сути себя самого.
***
Парадоксально, но чем более личным является путешествие, тем больше нам требуются помощь и руководство.
Хорошо развитое чувство пространства может помочь нам вырулить через самые запутанные дороги; сильно развитые социальные навыки помогут найти выход из самых сложных офисных интриг; информация и способности к обучению, заложенные в нашем мозгу, способствуют в освоении новых областей знания. Но когда мы ищем дорогу к собственной сути, полученные в течение жизни знания и навыки вдруг становятся неэффективными. Мы оказываемся в темноте, где единственное, что нам остается, это воззвать к Всевышнему. “Господи, кто я?” – кричим мы, – “Дай мне ключ; скажи, зачем Ты создал меня.”
Этот парадокс скрыт в первом упоминающемся в Торе указании, данном первому еврею. Когда Авраам получает приказ “идти к себе”, этот умный, по сути сделавший себя сам человек, должен отбросить в сторону свои врожденные таланты (“землю твою”), личность, сформированную семью с половиной десятилетиями общения со своим окружением (“родину твою”), и мудрость, приобретенную и облекшуюся в форму благодаря его феноменальному разуму (“дом отца твоего”), и “слепо” следовать за Б-гом “в землю, которую Я укажу тебе”.
В наших наружних путешествиях, наши знания, таланты и личностные качества являются инструментами, при помощи которых мы исследуем мир вокруг нас. Но когда мы ищем истинных себя, эти же самые инструменты – которые тоже составляют собой внешнего нанесенного “себя” – скрывают столько же, сколько раскрывают, и искажают, даже если освещают.
Мы, конечно, используем эти инструменты в наших поисках – у нас нет других. Но если наше путешествие ведет нас к сути собственной личности, а не к какой-то лишь ее иллюзии, то направлять нас должен Тот, кто создал нас по Своему образу и обозначил план наших душ в Своей Торе.
Перевод Анны Каллер