В апреле этого года в Москве стартовала серия поэтических вечеров «От Автора», популяризирующая поэзию. Многие из авторов — еврейского происхождения. Создатели проекта — телеведущий Владимир Раевский и режиссер Роман Либеров. Их цель — изменить подход к организации поэтических вечеров, сделав их «занятием не для маргиналов». Изюминкой чтений «От Автора» стало то, что поэт, читающий свои произведения со сцены, затем общается с залом и дает абсолютно редкий, эксклюзивный комментарий своим произведениям.
Мы поговорили с Владимиром Раевским о том, почему на поэтические вечера приходит все больше молодежи, как им с Романом удается совершать «чудо на сцене», и почему хорошая поэзия — и для академика, и для простого парня.
Вы — журналист, телеведущий, ваш друг и партнер Рома Либеров — режиссер. Как вам пришла идея делать поэтические вечера в Москве?
Рома — кинорежиссер, он делает редкие, тщательно и скрупулезно снятые работы, фильмы о русских литераторах. Последняя его картина называется «Сохрани мою речь навсегда», посвящена она Осипу Мандельштаму. И я, и Рома любим поэзию. В какой-то момент пришла идея приглашать современных поэтов, чтобы они читали собственные стихи и не только читали, но и говорили о них.
Была и еще одна причина заняться этими поэтическими вечерами — чудовищная несправедливость, которая заключается в том, что, например, Анна Ахматова дожила до 1966 года, то есть до того времени, когда уже были кино и телевидение, но при этом у нас так и нет ее полноценной съемки. У нас нет ни одной записи Марины Цветаевой, мы вообще не знаем, как звучал ее голос. Мы никогда не услышим, как Цветаева читает свои собственные стихи, что немыслимо. В 1918 году был проект, когда записали голоса Гумилева, Мандельштама и других поэтов того времени. Но все это, к сожалению, капля в море. Даже записи с Иосифом Бродским, нашим современником, ушедшим в 1996 году, как правило, довольно среднего качества. Это чудовищная несправедливость. Поэтому мы решили сохранять слова и лица тех поэтов, которых еще можем сохранить. Вечерами «От Автора» и, в частности, их телеверсиями мы создаём такую базу данных современного поэтического слова начала XXI века.
Чем отличаются поэтические вечера «От Автора» от других подобных, проходящих в Москве?
Даже с учетом того, что поэт в России вроде больше чем поэт, в Москве хороших поэтических мероприятий делают мало. Они проходят либо в заведениях, где люди одновременно с чтениями выпивают и ужинают, и уже не очень обращают внимание на стихи, либо в Домах культуры с соответствующим антуражем.
Мы же решили делать поэтические вечера иначе. У наших друзей из Музея истории ГУЛАГа – прекрасный театральный зал. Там может разместиться совсем немного публики, сто человек, но этого вполне хватает. Для каждого выступления мы берем в аренду дизайнерскую мебель из салона, ставим свет, зовем хорошего звукорежиссера, и – снимаем мероприятие на четыре камеры. Короткие фрагменты наших вечеров можно посмотреть на youtube, также они публикуются проектом «Арзамас». А в скором времени несколько наших чтений выйдут на телеканале «Культура».
Мы проводим вечера регулярно — раз в месяц. Бывает трудно уговаривать поэтов к нам прийти — есть некое всеобщее убеждение, что стихи вообще не нуждаются в комментариях. Перед каждыми чтениями мы встречаемся с поэтом, обсуждаем тонкости съемок, заранее фотографируем его, печатаем афиши и флаеры. Мы делаем наши поэтические вечера так, как хотели бы, чтобы их делали для нас. Вот и ходим на них сами, взяв с собой еще человек сто.
Кто эти сто человек — зрители на поэтических вечерах? Молодежь приходит к вам?
Для меня лично совсем неудивительно, что очень многие классные современные молодые ребята интересуются поэзией. Они узнают о нас из анонсов на «Афише», The Village, в социальных сетях. Музей истории ГУЛАГа, где проходят чтения, недавно открылся, это современное красивое место, которое, я надеюсь, будет притягивать все больше и больше молодой публики.
У нас был случай, когда выступал поэт Михаил Айзенберг. Один мой молодой приятель рассказал такую историю. Он расстался с девушкой, ходил расстроенный по городу и периодически выпивал в разных местах. И вот, он оказался на вечере Айзенберга, после чего купил сборник и решил подарить его первой девушке, которая ему понравится. Встретиться должна была быть девушка, которая оценила бы подарок, и с тех пор у них в компании это называется «Eisenberg type of girl». Речь идёт о современных двадцатипятилетних, так что публика у нас довольно молодая.
Что говорят вам поэты и зрители по окончании вечеров?
Некоторые поэты говорили нам, что получили некий совершенно особенный опыт. Это всегда самые ценные слова, ведь и до этого они много раз читали свои стихи. Мы как раз готовим авторов к тому, что на сцене в этот час с небольшим должно произойти что-то особенное.
Например, мы гордимся тем, что уговорили Льва Рубинштейна не только прочитать свои стихи, но и объяснить происхождение московского концептуализма и его знаменитых стихов в картотеках. С 1970-х годов он делал это много раз, но, ко всеобщей радости, рассказал на «От Автора», и в итоге, получилось совершенно замечательное выступление, которое теперь снято и никуда не денется.
Я родом из Екатеринбурга. В нашем городе родился и прожил свою недолгую жизнь большой русский поэт второй половины XX века — Борис Рыжий. В 2001 году в возрасте 27 лет он покончил с собой. Им было написано более 1300 стихотворений. Борис вырос на Вторчермете, довольно пугающем районе Екатеринбурга. И как Гоголь в своих произведениях воспел Диканьку, как Шагал — Витебск, так Борис Рыжий писал об этом районе и своем – и моём! – родном Свердловске. Благодаря ему это место попало на карту мира. Поэтов любимых у меня очень много, но любимый поэт с малой родины — это, конечно, Борис Рыжий. И опять же, отдельную тоску и жалость я испытываю по поводу того, что мы никогда уже его не снимем, хотя нас разделяют какие-то 15 лет.
Кто станет гостями ближайших поэтических вечеров «От Автора»?
19 декабря у нас выступит Фаина Гримберг. Её поэтическая фигура стоит особняком. И стихи ее тоже особенные. Одно время я вел ежедневную программу «За обедом» на канале «Москва-24». Я звал гостя, обедал с ним и записывал интервью. И вы не представляете, что произошло, когда я позвал Фаину Гримберг! Программа на телеканале с довольно молодой аудиторией собрала почти полмиллиона просмотров в интернете. Запись с Гримберг вошла в пятерку самых просматриваемых за все четыреста выпусков. Обычно столько набирали только поп-звезды из 90-х. Вот вам и поэзия, которая как бы не для всех.
Есть расхожая цитата Бродского о том, что, мол, вы думаете, что поэзия для узколобых интеллектуалов, а на самом деле она для парня за рулём мусоровоза. И с этим, к счастью, невозможно поспорить.
Автор: Лера Башей