«Шия! Сегодня к московской общине присоединилась ещё одна семья. Только сегодня они прилетели в Москву. Вот их номера телефонов. Может быть, можно обеспечить их едой на шабат, я не уверен, что они успеют наладить кухню до шабата…»
«Конечно, можно! – отвечаю я. – И я очень ценю ваши усилия. Я понимаю, что каждый раз трудно «отпускать в свободный полёт» молодую семью…»
Немного времени спустя после исхода субботы я получаю новое письмо: «Как там наша молодая семья?» Прямо как родной и любящий отец.
Не первый раз я получаю письма такого рода, и каждый раз я испытываю тёплое чувство. «Молодые семьи из Казани» обычно бывают очень приятными и хасидскими. Я был в Казани только несколько раз и на краткое время, поэтому не знаю, в чём секрет этого. Возможно, в особом характере шалиаха в Казани, рава Ицхака Горелика. В этот раз я не сумел сдержаться и спросил в ответном письме: «Рав Ицик, наверное, нелегко отпускать молодые семьи, которые могли бы оживлять еврейскую атмосферу города, приходить в синагогу на молитвы и уроки Торы, да и вам помогать в общинной работе?»
«Они как наши дети, – ответил он. – В определённый момент детям пора идти дальше. Всегда грустно отпускать их, но и радостно видеть, что они развиваются, продвигаются вперёд, намечают себе новые цели. И ещё для меня важно, чтобы следующий этап своей жизни они провели в большой хасидской общине с развитыми общинными структурами, с опытными педагогами детского сада и школы, с несколькими кашерными магазинами, наконец. Они имеют на это право. Поэтому я и посылаю их к вам».
*
На этой неделе я проводил нашу дочь в аэропорт, перед новым учебным годом в хабадской школе в Израиле. Мне было грустно разлучаться с ней, я вспоминал её помощь в организации суббот и праздников – и я вспомнил р.Ицхака Горелика и других шалиахов в городах России. Они приближают к еврейству юношей и девушек, и когда можно, казалось бы, пользоваться их помощью в нелёгкой организации общинной жизни – они вместо этого организуют их поступление в одно из учебных заведений, основанных в Москве р.Берлом Лазаром, Главным раввином России. Шалиахи знают, что они, как родители, должны искать для молодёжи самые лучшие условия для дальнейшего развития.
И тут мне пришло в голову, что эта ситуация напоминает одну из заповедей, описанных в нашей недельной главе. Заповедь, которую даже раньше исполняли редко и которая воспринимается многими сейчас как чистая теория.
*
В главе «Реэ» указывается, что делать с евреем, который попался на краже, не мог возместить украденное и поэтому был продан в «еврейское рабство» – чтобы отработать то, что он обязан возместить. Срок его работы не должен превышать шесть лет, а если год «йовель» наступает раньше – он выходит на свободу в «йовель». И говорит Тора: «А когда ты отпустишь его на свободу, не отпускай его с пустыми руками. Надели его имуществом – от твоего скота, с твоего гумна, из твоей винодельни – всем, чем благословил тебя Всевышний». Рамбам пишет, что это не плата за работу (наоборот, данный работник сам отрабатывает то, что не мог оплатить), а цдака, благотворительность.
В «Сефер ѓа-хинух» сказано, что данная заповедь – как и все законы о еврейских рабах – соблюдается лишь тогда, когда выполняются все заповеди года «йовеля». Однако, пишет автор, «даже в наше время да услышит мудрый и да усвоит, что если нанял он работника-еврея, сколько бы тот ни работал у него – много или мало – стоит дать ему кроме заработной платы какой-нибудь подарок по окончании работы».
Как и любая заповедь Торы, заповедь «подарка по окончании», кроме простого смысла, несёт в себе ещё и воспитательное значение, применимое во всех обстоятельствах повседневной жизни. Ребе говорит, что из неё вытекает следующее правило в отношениях между людьми: стоящий выше другого или могущий больше другого должен давать другому больше того, что тому полагается. К примеру, учитель обязан передавать ученику знания и делать так, чтобы тот их усвоил, это его профессиональный долг. При этом собственное понимание предмета, более глубокое чем то, на которое способен ученик, он ему передавать не обязан, это не входит в учебную программу. Но по принципу «подарка по окончании» учителю надлежит заботиться о том, чтобы по окончании обучения ученик впитал и какую-то часть учительского понимания, чтобы он вырос в своём интеллектуальном развитии, а не просто положил на полочки мозга информацию.
То же относится и к еврейскому просвещению. Когда мы рассказываем о заповедях тому, кто ещё не знает о них, наша основная цель – сделать так, чтобы он захотел их соблюдать и знал, как это делать. Однако этого мало. Нужно дать ему ещё и «подарок» – дополнительное понимание смысла заповедей и еврейства, которое будет побуждать его стремиться к новым заповедям, к новым аспектам соблюдения, а не ограничиваться только тем, что он выучил. А в отношении тех заповедей, которые мы сейчас ему преподаём – побуждать его к более скрупулёзному, более ответственному их исполнению, «ѓидуру».
*
Размышляя об идеях, которые высказали Рамбам, «Сефер ѓа-хинух» и Ребе, я подумал, что их можно применить и к отношениям родителей и детей. Родители учат и воспитывают своих детей, готовя их к самостоятельной жизни – это очевидно всем. Но далеко не просто сделать так, чтобы дети и в удалении от родителей продолжали своё восхождение к вершинам воспитания. Мы отправляем их «в полёт», и они не должны быть подобны пластиковому самолётику, который упадёт, когда иссякнет энергия, переданная ему нами. У этого «самолётика» каким-то образом должен включиться свой мотор, чтобы он летел всё быстрее, всё дальше. Каждый родитель может сам подумать, каким образом он в состоянии придать своему ребёнку дополнительные силы, как включить в нём этот «мотор». Это самый дорогой «подарок», который мы можем дать своим детям, «отпуская» их.
Отношение раввина Казани, р.Ицхака Горелика, к своим ученикам может служить примером этому. Он воспитывает молодых евреев, как собственных детей. И он хочет не того, чтобы они укрепляли его общину рядом с ним. Он хочет, чтобы они пошли дальше и выше, и они летят в столицу еврейской жизни России, в Москву, где есть много возможностей для еврейского образования и самосовершенствования. И куда бы они ни полетели после этого, они унесут с собой подарок р.Горелика – стремление двигаться дальше.
Успешного учебного года,
гут шабес,
Шия